Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог

Биография Г. И. Челпанова

Челпанов Георгий Иванович появился на свет 16 (28) апреля 1862 года в г. Мариуполе в мещанской семье. В Мариупольской гимназии им было получено среднее образование. В 1882-1887г.г. обучался в Одессе на историко-филологическом факультете Новороссийского университета.

В 1890 году Г.И. Челпанов перебрался в Москву, и начал там работать на кафедре философии Московского университета (1890-1892 гг.).

В 1892 году Г.И. Челпанов перешел на работу в университет Киева, где в 1897 году получил должность профессора, а позже заведующим кафедрой философии (1897-1906 гг.). В данное время он защитил магистерскую (1894 г.) и докторскую (1906 г.) диссертации. Киевский этап занимает принципиальное место в жизни и деятельности Георгия Ивановича: в это время он сложился как ученый, педагог и организатор.

В 1907 году Г.И. Челпанов перешел на работу в Московский университет став, заведующим философской кафедрой.

С первых же дней деятельности в Московском университете Г. И. Челпановым была развернута активная работа психологического семинария. Существенное расширение масштабов семинария, вплотную подвело Г. И. Челпанова к пониманию потребности в новейших формах организации деятельности психологов. Данное понимание привело к организации Психологического института Московского университета. В 1910-1911 годах посетил Германию и США для знакомства с деятельностью институтов психологии.

На московском этапе жизни Г.И. Челпанова еще шире развернулся его талант организатора и педагога. В это время он издал не меньше 50 статей, заметок, рецензий по проблемам психологии, педагогики, философии. Труды Г.И. Челпанова стали широко известны.

Активность ученого в период с 1907 по 1917 гг. не была ограничена институтом психологии и философской кафедрой. В Московском Коммерческом институте Г.И. Челпанов читал лекции. В 1917 году он образовал и издавал на протяжении 2 лет журнал «Психологическое обозрение». В судьбе Г.И. Челпанова объединилось и светлое, и трагическое. Это и признательное отношения со стороны коллег и его учеников, признание учеными Америки и Европы его заслуг перед наукой... Это и горечь, испытываемая им в последние годы жизни...

«Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Те научно-теоретические положения Г.И. Челпанова, которые были связаны с его негативным отношением к требованию реформировать психологию на основании марксизма, стали фактором отставки с поста директора, организованного им Психологического института и в ноябре 1923 года увольнения из Московского университета, в котором он еще в 1917 году был награжден почетным званием заслуженного профессора. Последняя брошюра Г. И. Челпанова, которой он дал название «К итогам полемики о марксизме в психологии», была издана в 1927 году.

Научная деятельность Г. И. Челпанова

Замечание 1

Г. И. Челпанов (1862‒1936) не создал нового направления в психологической науке, но внес в нее большой вклад. Достаточно много внимания он уделял вопросу предмета психологии и сути психического.

В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором делал акцент на данном вопросе, в 1915 г. вышли его книги «Введение в философию» и «Введение в экспериментальную психологию».

В своих работах Челпанов выдвигал следующие идеи психологии:

  • установление психологии как науки о законах душевной жизни и душевных явлениях;
  • душевные явления ‒ это чувства, представления, желания и мысли;
  • отсюда следует и задача психологии эмпирической, которая складывается в нахождении законов душевных явлений, состояний психики и в целом психической жизни;
  • источником и методом психологии представляется самонаблюдение как способ постижения через органы чувств, потому что всякое психическое явление рассматривается личностью исключительно тогда, когда сводится к языку его личных переживаний, а их можно проявить лишь с поддержкой самонаблюдения. Все же в качестве метода нужно применять и объектное наблюдение, которое делается очевидным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;
  • средствами вспомогательными для исследования психологических законов могут выступать: описание, систематизация, анализ явлений и др.;
  • предмет психологии ‒ состояния сознания;
  • психология должна разграничиваться на чистую, в которой психика и закономерности ее формирования анализируется независимо от практики; и прикладную, которая сопряжена с разрешением задач практического характера;
  • различие психических явлений от физических ‒ в том, что они не могут быть познаваемы и воспринимаемы через внешние органы чувств, а исключительно посредством внутреннего опыта или самонаблюдения, притом они могут быть доступны лишь тому, кто их переживает, в то время как явления физические могут быть одновременно приемлемы для прямого наблюдения значительному количеству людей.

На мировоззрение Г. И. Челпанова существенно повлияли теории Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина, В. Вундта и К. Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» был положен в основание критики Г. И. Челпановым монизма в психологии и философии. Физическое и психическое принципиально не детерминируют друг с другом и не могут быть отождествлены.

«Дуализм, признающий материальный и особый принцип духовности, во всяком случае, наилучшим образом истолковывает явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) психических и физических процессов обозначал для Г.И. Челпанова и признание особенного предмета изучения: «психическое объясняется исключительно из психического».

Утверждаемый им «дуализм» располагал собственными границами: самостоятельность физических и психических явлений не исключает их единства на онтологическом уровне, так как они могут быть демонстрацией единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»).

Гносеологические суждения Г. И. Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом отвечали основам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основных положений науки психологии.

Г. И. Челпанову всегда была близка мысль объединения философии и психологии (идея «философской» психологии), но в 1920-е годы, когда такой «союз» обернулся диктатом идеологии марксизма, Г.И. Челпанов делал акцент на прежде всего эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot