Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство развития детской речи

Использование фольклора в качестве средства развития речи ребенка

Определение 1

Фольклор – это устное народное творчество, в котором выражены верования, легенды, уклад жизни народа в конкретный временной период его существования.

Фольклор отражает культуру народов в разные эпохи. Он является средством передачи социального опыта жизнедеятельности между поколениями.

Следуют отметить, что фольклор, а именно его малые формы – потешки, пестушки, колыбельные, считалки, а также сказки, способствует развитию детской речи. Это особенно актуально при рассказывании родителями потешек и скороговорок, считалок детям раннего возраста, которые развиваются на основе подражания окружающим. Поэтому, если родители уделяют внимание развитию речи ребенка, то они, просто обязаны, использовать различные формы народного фольклора при общении с ребенком.

Полноценная речь ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Оно невозможно без освоения языковой стороны речи, которая является центральным звеном овладения языком. Использование малых форм фольклора на занятиях по развитию речи помогает ребенку в усвоении интонационных форм, тональности речи. Это упрощает усвоение ребенком сложных грамматических форм языка и его морфологической стороны.

Фольклор и его малые формы активно используются для развития речи дошкольников. Воспитатель организует знакомство детей с теми или иными формами фольклора и использует их на речевых занятиях, в зависимости от возрастных характеристик развития конкретной группы детей. Таким образом, можно выделить основные формы и направления использования малых форм фольклора в разные возрастные этапы развития дошкольника:

  1. Младший дошкольный возраст. В этот период происходит начальное формирование речи ребенка. Потешки, загадки, считалки могут быть использованы просто так, а не на занятии по развитию речи. Главное, рациональное включение их в детскую деятельность. Ее сопровождение потешками, загадками, шутками-прибаутками развивает интерес ребенка к тому или иному виду деятельности, заставляет прислушиваться к произносимому взрослым, что развивает слуховое восприятие. Кроме того, младшие школьники обожают игры, которые сопровождаются песенками. А первые сказки, рассказанные ребенку, становятся его первичными источниками информации об устройстве мира и помогают в развитии связной речи дошкольника.
  2. Средний дошкольный возраст. В этом возрасте, детей уже не особенно увлекают потешки. Они начинают проявлять активный интерес к сказка. Поэтому, развитие речи реализуется на специальных занятиях, в которые включаются сказки: Жихарка, Гуси-лебеди др. Детям объясняется, что такое сказка и почему она называется народной, а также, что она передает суть жизни народа, содержит какую-то поучительную линию. Дети делают постановки сказок или их отдельных сцен, принимая на себя роль героев и их реплики.
  3. Старший дошкольный возраст. В этом возрасте происходит знакомство ребенка с пословицами и поговорками. Эти меткие короткие выражения хорошо запоминаются и повторяются детьми. Они имеют определенный смысл и несут конкретный урок. Дети учатся уместному употреблению пословиц и поговорок.
«Устное народное творчество (малые формы фольклора, сказки) как средство развития детской речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понимание и восприятие ребенком малых форм фольклора

Разнообразные формы малого фольклора используются в речевом развитии ребенка. Рассмотрим их роль в данном процессе, восприятие и использование ребенком:

  • Пословицы и поговорки – отражают отношение народа к конкретным явлениям и событиям окружающей действительности. Они отражают опыт жизнедеятельности народа и различные жизненные неурядицы, проблемы и противоречия. Использование пословиц и поговорок в речи ребенка способствует лаконичному выражению мыслей, образному описанию объектов, насыщению речи интонационными формами, позволяющими передать определенное настроение и чувства. Познавая пословицы и поговорки, ребенок учится делать свою речь более яркой и эмоционально насыщенной.
  • Колыбельные песни активно используются для расширения словарного запаса ребенка. Еще в раннем возрасте, ребенок прислушивается к колыбельным мамы, усваивая ее ритм и, запоминая слова «любимой песенки». Колыбельные можно использовать на уроках по развитию речи. Они помогают в освоении грамматического строя языка, формировании навыков фонематического восприятия: колыбельные строятся так, что в них имеется особый ритм, повторяющиеся звуки и сочетания звуков, акцентирование внимания на гласных звуках, медленный темп. Все это упрощает формирование фонематического восприятия. Колыбельные легко воспринимаются ребенком на слух, а потому словарный запас колыбельных –легко усваивается.
  • Потешки и скороговорки помогают в развитии звуковой стороны речи ребенка, а именно, в формировании звуковой культуры. Скороговорки имеют четкий ритм и темп речи, а потешки определенную интонацию. Все это помогает в развитии выразительной речи ребенка и формирует навыки слухового восприятия литературных, поэтических форм речи.
  • Загадки содержат в себе метафорический образ, что помогает развивать образную речь ребенка. Словарный запас, также, можно расширить за счет загадок. Ведь, в них имеется большой объем слов, представленных в разном значении. Это учит детей восприятию слов и фраз, сказанных в прямом и переносном смысле. Кроме того, отгадывание загадок помогает в формировании образного представления ребенка и передаче образов объектов окружающей действительности. Кроме того, загадка строится таким образом, что речь приобретает описательный характер. Ребенок учится описывать различные объекты и ситуации. Загадки активизируют чуткость языкового восприятия ребенка. Это обусловлено языковой спецификой построения загадок. Кроме того, загадка развивает навыки применения образной языковой системы, использования различных языковых средств в тех или иных условиях речевого взаимодействия.

Подводя итоги, важно отметить, что малые формы фольклора и сказки являются эффективными методами речевого развития детей. Они, также, могут быть использованы и в логопедических занятиях при коррекции речевых нарушений. Познание детьми устройства языка, знакомство со средствами выразительности, описания, формирование навыков образного восприятия речи и передачи образов средствами языка можно развить, используя устное народное творчество.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot