Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей раннего дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр

Определение 1

Пальчиковые игры – это наиболее распространенный вид занятий по развитию у детей мелкой моторики, а также речи, в их единстве и взаимосвязи.

Заучивание текстов для пальчиковой гимнастики помогает развивать речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Элементарные движения руками снимают напряжение не только непосредственно с рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Они способствуют улучшению произношения многих звуков. Такая роль пальчиковых игр и мелкой моторики в речевом развитии объясняется тем, что развитие мелкой моторики оказывает непосредственное влияние на формирование головного мозга человека, подготавливает речевой центр к дальнейшему развитию речи.

Цель занятий по совершенствованию мелкой моторики – развить взаимосвязь между полушариями головного мозга и синхронизировать их работу. В правом полушарии формируются различные образы предметов и явлений, а левое полушарие их вербализирует, то есть выражает словами, а возможен этот процесс благодаря наличию мостика, связывающего левое и правое полушария.

Для успешной учебы в школе необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитыми мышцами пальцев рук. Пальчиковые игры прекрасно помогают подготовить кисть к письму, развивают координацию. Для параллельного развития речи в пальчиковых играх используют короткие стишки и считалки. Также пальчиковые игры помогают детям получить разнообразные сенсорные впечатления, развивает внимание и способность сосредоточиться.

Развитие речи в пальчиковых играх

Ученые, занимающиеся изучением деятельности мозга детей, их психики, отмечают большое стимулирующее значение функций рук. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков, было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от степени сформированности мелких движений пальцев рук.

«Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей раннего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На основании проведенного обширного исследования ученые выявили, что если развитие движений пальцев является соответствующим возрасту детей, то и развитие речи у них также находится в пределах нормы. Если же развитие мелких движений кисти рук отстает, то у ребенка отмечается и речевая задержка, несмотря на то, что общая моторика у него может быть развита даже выше нормы.

Ученые-педагоги доказали, что мысль и глаз ребенка двигаются со скоростью руки. Значит, что систематические упражнения, направленные на тренировку движений пальцев – мощное средство повысить работоспособность головного мозга. В результате исследований был сделан вывод, что уровень речевого развития детей всегда напрямую зависит от степени развития мелких движений пальцами рук. Мелкая моторика выступает основой развития для всех известных психических процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.

В головном мозге человека присутствуют центры, которые несут ответственность за речь и движения пальцев рук и располагаются они очень близко. При стимулировании мелкой моторики, активизируются и соседние зоны, которые несут ответственность за развитие речи.

Чтобы определить уровень речевого развития ребенка, логопеды просят ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика и т.д. Если при этом движения будут напряженными, пальцы будут сгибаться и разгибаться только вместе и не способны двигаться отдельно друг от друга, то такие дети имеют проблемы в речевом развитии, поэтому необходимо как можно больше заниматься с детьми пальчиковыми играми.

Время начала занятий

В развитии каждого ребенка выделяют периоды, когда он наиболее обучаем. Для речевого развития – это период от полутора до трех лет. В этот период ребенок осваивать основные языковые средства, у него формируются основы речевого поведения, и формируется особое чувство языка. Только к трем годам движения пальцев рук у ребенка становятся похожими на движения взрослых людей.

Работа, направленная на тренировку пальцев рук, может начинаться уже с трехмесячного возраста. С такими детьми гимнастика носит характер легкого тактильного общения. Простые поглаживания ладоней и пальчиков, подтягивания за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок познает себя и окружающий мир, получает психоэмоциональную поддержку.

В 6-7 месяцев уже можно проводить регулярные тренировки: массаж кистей руки и каждого пальчика по несколько минут в день.

С 10 месяцев можно приступать к активным упражнениям, вовлекая в игры все пальцы с хорошей амплитудой движения. Можно предлагать детям перекатывать пальчиками деревянные шарики разного диаметра.

С 1,5 лет для пальчиковых игр используют потешки, пальчиковые зверушки, пальчиковый счет, то есть задания, разработанные специально для развития тонких движений пальцев.

Иными словами, максимально воздействовать на развитие коры головного мозга через мышцы рук можно только в детстве, пока формируется моторная область. В связи с этим, работу по развитию мелкой моторики пальцев рук дошкольников необходимо осуществлять регулярно.

Развитие мелкой моторики помогает решить сразу несколько задач:

  • стимулировать развитие детской речи в раннем возрасте;
  • помочь детям с задержкой речевого развития;
  • подготовить руку к письму у старших дошкольников;
  • тренировать внимание и пространственное мышление;
  • воспитывать эмоциональную выразительность.

При выполнении упражнений на развитие мелкой моторики, необходимо следить, чтобы дети выполняли все упражнения легко, не напрягая чрезмерно мышцы руки, чтобы они были в радость.

При повторных проведениях игры, дети часто начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз. Постепенно дети заучивают текст наизусть, произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, их нужно постепенно заменять новыми. Наиболее любимые игры можно оставить в перечне занятий и возвращаться к ним периодически по желанию детей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot