Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевая патология, проявляющаяся в нарушениях функционирования всех сторон речи в разной степени тяжести при сохранном интеллекте и полноценной работе слуховых органов.

ОНР является следствием недоразвитости речевых функций, неполноценного и несвоевременного развития речевого аппарата. Данная патология имеет разную выраженность: речь может полностью отсутствовать, может быть частично развитой, могут иметь сбои в работе фонематического восприятия и произношения, а могут наблюдаться грамматические дефекты. В любом случае ОНР требует своевременной коррекции, реализуемой разными формами и методами логопедической коррекции.

Одним из направлений коррекционной работы является развитие мелкой моторики рук. Ее развитость и функционирование обуславливает возможности формирования у ребенка связной речи, а, соответственно, готовности к школьному обучению.

Речь напрямую связана с движениями пальцев рук. Потому, упражнениям на активизацию мелкой моторики уделяется особое внимание в коррекции ОНР.

Основы работы по развитию мелкой моторики детей с ОНР

Мелкая моторики может развиваться у детей с ОНР по следующим направлениям коррекционной работы:

  1. Включение в образовательные занятия физкультминуток. Они позволяют снять интеллектуальное напряжение детей и активизировать их двигательную активность. Как правило, движения пальцами выполняются при их сопровождении речью. Это активизирует не только речь ребенка, но развивает его внимание, память и повышает познавательную мотивацию дошкольника.
  2. Включение в образовательный процесс вариативных форм ручной деятельности. это может быть рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.
  3. Включение упражнений на активизацию моторики в режимные моменты. Это может быть застегивание-расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.
  4. Развитие графической моторики. Она формируется в ходе выполнения разнообразных штриховок, обведений, трафаретных зарисовок. Это активизирует работу зрительной памяти, слухового внимания, что положительно сказывается на речи.
  5. Проведение регулярной пальчиковой гимнастики. Она может быть включена в приветственные этапы занятий или проводиться в качестве отдельных упражнений, а также занимать полноценное занятие. Все зависит от конкретной степени нарушений речи детей с ОНР и их возможностей.
«Основные направления работы по развитию мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Моторные функции требуют обязательной стимуляции при общем недоразвитии речи. Они активизируют речевые процессы и стимулируют постепенное продуктивное развитие речи.

Физкультминутки для развития мелкой моторики

Включение физкультминуток в разнообразные занятия обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом. Актуально их применение в качестве средства развития мелкой моторики детей, имеющих разнородные речевые дефекты. Это реализуется посредством использования элементов пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр в сочетании с речью.

Как правило, движения пальцами сопровождаются произнесением стихотворных форм. Они подбираются педагогом для конкретной возрастной группы воспитанников. Речь подстраивается под движения, приобретая с ними один ритм, становясь более громкой, четкой и эмоциональной. Также, движения активизируют и работу слухового восприятия, которое развивается и совершенствуется.

Упражнения на развитие моторики рук, включенные в физкультминутки, позволяют:

  1. Развить внимание и память ребенка с ОНР;
  2. Стимулировать работу речевых зон головного мозга;
  3. Создать фундамент развития письменной речи ребенка;
  4. Развить интерес детей к речи, произнесению стихотворных форм и их заучиванию.

Физкультминутки проводятся не более пяти минут. Первоначально применяются простые упражнения, выполняемые в медленном темпе, плавном ритме. Затем, по мере их освоения, они усложняются, дополняясь новыми движениями пальцев и более сложными стихотворными формами.

В ходе физкультминуток дети изображают разнообразные объекты пальцами. Это могут быть животные, растения, предметы. Если это завлекает ребенка, то он переносит эти движения в свою игровую деятельность, повышая тем самым продуктивность применения упражнений.

В ходе физкультминуток детьми выполняются следующие варианты движений пальцами:

  • Соединение одноименных пальцев рук;
  • Поочередное поднятие пальцев;
  • Сжатие и пальцев рук в кулак и их распрямление;
  • Имитация бытовых действий пальцами;
  • Имитация движений животных;
  • Изображение объектов пальцами.

Использование разнообразных игр как средства активизации моторных функций дошкольника с ОНР

В качестве игр, применяемых в качестве средства активизации моторных функций ребенка с ОНР, применяются следующие:

  1. Пальчиковые игры. Они предполагают инсценировку рифмованных историй, посредством выполнения движений пальцами т.е. дети отражают сцены сказок или реальных жизненных ситуаций, посредством совершения разнородных движений пальцами рук. Игры имеют разные варианты сложности. Могут быть задействованы обе руки в ходе игрового действия, а может только одна и, даже, только отдельные пальцы. Одной из разновидностей пальчиковых игр является пальчиковый театр.
  2. Игры-сказки. Они предполагают проигрывание детьми сцен из сказок, с максимальным использованием пальцев рук. Обязательно используются элементы приветствия – касание пальцами, прощания – махи руками, отражаются движения героев – прогулка, прыжки. Такие игры носят кратковременный характер т.е. они проводятся не более двух минут и включаются в режимные моменты, в образовательные занятия, реализуются на прогулке. Дети выполняют движения героев известных сказок: теремок, репка, курочка ряба и др. При этом, упражнения должны выполняться правильно, исключая расслабленное движение пальцев. Это необходимо контролировать педагогу или логопеду.
  3. Теневой театр. Он предполагает реализацию сюжета сказки, посредством ее проигрывания руками через создания теней. Такой театр не только активизирует моторику, но и возбуждает фантазию дошкольника, давая ей простор.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot