Особенности уроков технологии и их значимость в начальном школьном обучении
Технология – это учебная дисциплина, направленная на трудовое воспитание детей посредством передачи знаний и навыков практической деятельности в разных областях социальной действительности.
Содержание дисциплины направлено на ознакомление детей с миром профессий и привитие им любви к труду.
Особенно актуальным является введение данного предмета в программу начального школьного обучения. Уроки технологии важны для общего развития младших школьников. Значимость этих уроков в начальном школьном обучении определяется тремя взаимосвязанными аспектами:
- Способность данной дисциплины активизировать познавательную заинтересованность учащихся. Это реализуемо за счет использования на уроках технологии разнообразных методов и форм познания в ходе знакомства с разными видами и направлениями деятельности. Уроки технологии основаны на формировании у ребенка наглядно-образного и наглядно-действенного познания. Познавательная активность способна к активизации именно в связи с практическим и чувственным познанием.
- Открытие возможностей социального развития личности. Уроки технологии развивают у ребенка навыки практической деятельности и творческого подхода к делу, а это способствует тому, что ребенок начинает чувствовать себя полноценным членом общества и желает трудиться на его благо.
- Способствование гармоничному личностному развитию подрастающего поколения, что достигается посредством учета уровня развития ребенка, его возрастных возможностей и способностей, природного потенциала в ходе обучения разнообразным практическим трудовым навыкам. Трудовая деятельность подбирается так, чтобы она была посильна для освоения ребенка и отвечала его возрастной динамике развития. Практическая деятельность оказывает положительное влияние на развитие интеллекта ребенка, а включение конструктивных аспектов деятельности в уроки технологии активизирует эстетическое восприятие и придает учебному занятию эмоциональный окрас.
Уроки технологии в начальной школе направлены на решение следующих задач:
- Знакомство детей с основами функционирования производства, орудиями труда и их применением;
- Знакомство детей с разнообразными видами профессиональной деятельности;
- Привлечение ребенка к трудовой деятельности, к выполнению посильных трудовых операций;
- Воспитание творческого отношения к трудовой деятельности.
Программа начального школьного обучения по дисциплине «Технология» содержит перечень тем, включающий совокупность знаний и навыков, которые необходимо освоить учащемуся. Педагог выбирает наиболее значимые навыки, которые будут развиваться в первую очередь, исходя из ресурсного обеспечения учебного заведения, образовательных задач, условий реализации трудовой деятельности.
Как правило, первостепенное значение отводится формированию общетрудовых и конструктивных навыков учащихся начальной школы.
Одной из особенностей программы технологии начальной школы является ее направленность на профессиональную ориентацию младших школьников на уровне использования профессиональной информации, проведение профессиональной работы, а также сочетание учебной работы с общественно значимой и продуктивной трудовой деятельностью.
Уроки технологии направлены на знакомство ребенка с производственным процессом, закономерностями производственной деятельности и ее связи с природой и обществом.
Структура занятия по технологии
Методика проведения уроков технологии основывается на такой организации учебного занятия, которая несет конкретную смысловую и эмоциональную нагрузку единой направленности и логического обоснования. Организация учебного занятия по технологии, как и любой иной дисциплины не может быть разрозненным по своему содержанию и направлениям работы, включение не связанных аспектов деятельности, калейдоскопа заданий и упражнений недопустимо.
Структура урока технологии начальной школы включает в себя следующие компоненты:
Подготовка учебного занятия. Прежде всего необходимо подготовить детей к практической работе. Для начала, педагогу требуется организовать порядок и сформировать дисциплину. Также, педагог подготавливает оборудование и инструменты, которые будут использованы на уроке, проверяет в рабочем ли они состоянии или требуют отладки. Дети настраиваются на работу, успокаиваются после перемены и переориентируются на принятие новой информации и выполнения практических операций.
Подготовка учащихся к практической работе. Педагогу требуется актуализировать все, имеющиеся у учащихся знания и навыки, которые потребуются для работы на уроке. Для того, чтобы направить учащихся на работу, педагог проводит беседу, знакомит учащихся с новой темой и направлением практической деятельности, демонстрирует использование тех или иных инструментов, технологическими приемами работы, показывает варианты конструирования и др. Чтобы активизировать внимание учащихся, мотивировать их к работе, вступление можно организовать в виде мини-игры или преподнести вступительную часть в форме загадки, постановки проблемы.
Основная часть работы или практическое изготовление изделия. Педагог осуществляет совместно с учащимися выполнение какого-то практического задания. Он может разделить детей на группы, чтобы дети выполняли задание не по одному или оказывать индивидуальную помощь каждому учащемуся. Педагог вносит свои идеи в реализацию того или иного задания, предлагает варианты конструирования, практического создания изделия. Это стимулирует учащихся к творческой работе, а также помогает детям сохранить направленность своих практических действий.
Подведение итогов практической работы. Педагог помогает детям в подведении итогов их работы. Здесь нет цели поставить отметку учащимся. Они должны сами оценить свои успехи или неудачи работы, оценить созданные продукты друг друга. В заключении происходит повторение пройденного материала, обобщается тема учебного занятия, чтобы она лучше закрепилась в сознании учащихся. Педагог может акцентировать внимание на успехах учащихся т.е. выделить тех детей, кто лучше справился с выполнением работы, а также похвалить тех, кто не справился, чтобы не развить у них отрицательной мотивации к деятельности.