Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Сущность и природа нравственности

Определение 1

Мораль – это нормы, принципы и правила поведения людей, в также само человеческое поведение, чувства и суждения, которыми выражена нормативная регуляция отношений между человеком и обществом.

Общество, поддерживая определенную мораль, формирует личность, соответствующую своим идеалам. Мораль поддерживает сила общественного мнения и обычно она поддерживается из-за убежденности людей в правильности этих правил. При этом мораль закреплена различными заповедями, принципами, предписывающими как необходимо поступать.

О нравственности человека можно говорить только когда он начинает нравственно себя вести в связи с внутренним побуждением, а контролем являются собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и поведенческих привычек, соответствующих им и является сущностью нравственного воспитания.

Нравственная направленность личности не может раскрываться в отдельных поступках, только в общей деятельности, которая оценивается, в первую очередь, посредством способности личности активно проявлять свою жизненную позицию. Ценность личности заключается в готовности утверждать этические общественные идеалы в избранной сфере деятельности.

К основным критериям нравственности человека можно отнести:

  • убеждения;
  • моральные принципы;
  • ценностные ориентации;
  • поступки относительно близких и незнакомых людей.

Из этого можно сделать вывод, что нравственный человек – это человек, для которого нормы и требования морали являются его собственными убеждениями, привычными формами поведения. Привычное поведение формируется в многократном повторении действия, которое и позволяет человеку в схожих условиях действовать определенным образом, правильным на его взгляд.

Методы духовно-нравственного воспитания учеников начальной школы

Часто моральные мотивы выступают ведущими для нравственных поступков человека, побуждая его к размышлениям над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы ученики начали осознанно и обоснованно поступать, учителю начальной школы необходимо вести целенаправленную работу по формированию мотивов, их дальнейшего развития. В данном процессе учитель базируется на общественных требованиях времени. Поэтому моральные мотивы не только выступают основой нравственного поведения, но показательным результатом воспитания.

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основной инструмент, через который учитель будет направлять и организовывать деятельность ребенка – задачи, ставящиеся перед ребенком. Чтобы они были эффективными, необходимо, чтобы ребенок внутренне их принимал и понимал, от чего зависит смысл задания. То есть, внешние воспитательные воздействия помогают сформировать положительные черты характера и нравственные качества только если они пробуждают в учениках положительное внутреннее отношение, стимулируя их собственное стремление морально развиваться.

Традиционные методы воспитания нравственности ориентируются на усвоение школьниками норм и правил общественной жизни. Но зачастую они действуют только в условиях довольно сильного внешнего контроля. Важный показатель сформированности нравственных качеств личности – наличие внутреннего контроля, действие которого часто вызывает эмоциональный дискомфорт, недовольство собой, если будут нарушены проверенные личным опытом правила жизни общества.

Например, в зависимости от результата методы воздействия могут быть разделены на две группы:

  • воздействия, которые создают нравственные установки, мотивы и отношения, и формируют определенные представления;
  • воздействия, которыми создаются привычки, определяющие определенное поведение.

В начальной школе наиболее часто используют методы словесно-эмоционального воздействия, включающие рассказы, разъяснения, этические беседы и метод наглядно-практического воздействия – примеры.

В начальной школе часто используют рассказы на этические темы. Ярко излагая конкретные факты и события нравственного содержания, можно воздействовать на чувства детей, а рассказ помогает детям усваивать смысл моральный оценок и поведенческих норм.

Рассказ на этическую тему выполняет несколько функций:

  • выступает как источник знаний;
  • обогащает нравственный опыт личности опытом других людей;
  • выступает как способ использования положительного воспитательного примера.

Еще один метод эмоционально-словесного воздействия на учащихся – разъяснение. Важной чертой, которая отличает разъяснение от объяснения или рассказа, является ориентированность воздействия на группу учеников или отдельную личность. Использование данного метода базируется на знании особенностей коллектива детей и личностных качеств членов коллектива. Применять его следует только в том случае, когда ученику действительно нужно что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных положениях, оказать воздействие на его чувства и сознание.

Пример – еще один крайне эффективный метод нравственного воспитания младших школьников. Его влияние основано на одной закономерности: явления, которые человек воспринимает посредством зрения, быстро и без труда будут отпечатаны в сознании, так как не требуется их раскодирования или перекодирования, которое требуется для любого речевого воздействия. Пример работает на уровне первой сигнальной системы, тогда как слово – на уровне второй. Пример предоставляет ряд конкретных образцов подражания, что активно формирует сознание, чувства и убеждения, активизируя деятельность. Когда говорят о примерах, в первую очередь, подразумевают примеры живых и конкретных людей. Но большая роль в воспитании отведена и примерам героев из книг и фильмов, деятелей истории и известных ученых.

Психологическая основа примера – подражание. Благодаря ему люди могут овладевать социальным и нравственным опытом. Не всегда подражание носит непосредственны характер, зачастую она может наблюдаться в опосредованной форме, то есть не как механический процесс или автоматическое перенесение черт, качеств и опыта определенной личности и не простое повторение и отражение, а будет проходить определенные «фильтр» взглядов конкретной личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot