Контроль и организационное поведение
Люди - неотъемлемый элемент не только контроля, но и других стадий управления. А значит, во время разработки процедур контроля следует учитывать поведение людей. Иными словами, контроль деятельности существенно влияет на человеческое поведение. Поскольку его важнейший принцип – это предупреждение отклонений и разного рода нарушений устоявшихся порядков, менеджер должен специально использовать видимые для исполнителей контрольные методы и операции. Это будет способствовать тому, что сотрудники будут:
- стремиться избегать ошибок,
- соблюдать правильную технологию в работе,
- обходить стороной сомнительные сделки,
- сосредоточат свои усилия на организационных целях и концептуальных основах ее деятельности.
Следует избегать одностороннего контроля, поскольку если работники ориентированы лишь на какие-либо одни параметры для получения одобрения руководителя, это может привести к тому, что они начнут игнорировать общеорганизационные цели, носящие, обычно, комплексный характер. В этой ситуации могут проявить свою активность компании-конкуренты, что, непременно, нанесет ущерб перспективам и эффективности деятельности. Одновременно с этим, также следует избегать и чрезмерного контроля, что может раздражать работников. Контроль должен быть достаточным и действительно необходимым для успешного функционирования конкретной организации.
Влияние стандартов на поведение людей
Следует избегать несправедливо высоких и нереальных (с позиций возможности осуществления) стандартов деятельности. Также они не должны быть легки для исполнения, поскольку это может снизить их воздействие как мотивационных факторов. Талант руководителя заключается в том, чтобы сформировать стандарты таким образом, чтобы избежать таких крайних значений или точек.
Эффективность системы мотивации персонала за соблюдение установленных стандартов заключается в том, чтобы прослеживалась четкая зависимость между параметрами вознаграждения и уровнем результативности. Как правило, ориентиром контроля должны стать стратегические сферы деятельности. В тех направлениях, которые можно назвать менее важными, можно говорить о нерациональности абсолютного контроля, а значит нет необходимости проводить его часто, поскольку это может отвлекать внимание персонала от основных задач.
В устанавливаемых подконтрольных стандартах должно оцениваться то, что на самом деле важно для успешности организации. К примеру, в традиционной оценке работы предприятия по объему реализуемой продукции могут скрываться огромные потери, поскольку истинной эффективностью является масса полученной прибыли. Один из показателей эффективной системы контроля – такое положение, в котором ответственность за достижение тих или иных стандартов возложена на работника только при условии, что ему под силу реально оказывать влияние на его качественное выполнение.
Принцип своевременности и гибкости контроля
Своевременность контроль определяется исходя из специфики деятельности организации, скорости происходящих в ней и связанных с ней изменений, а также расходов на подсчет параметров результативности. Кроме того, своевременность предполагает установление оптимального временного интервала между измерениями в тех диапазонах, чтобы неблагоприятные отклонения в перспективе не повлекли за собой кризисную ситуацию.
Гибкость – не менее важное свойство контроля, поскольку его оперативные корректировки, адекватные происходящим событиям во внешней и внутренней среде организации. При этом не стоит забывать о максимальной простоте контрольных мер, их экономичности, возможности удовлетворить интересы каждой стороны, взаимодействующей в системе контроля.