Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Элементы корпоративной социальной ответственности

Понятие и принципы корпоративной социальной ответственности

Несмотря на повышенный интерес к феномену корпоративной социальной ответственности (КСО) в научных кругах и бизнес-среде, единого подхода к определению ее сущности не выработано до сих пор.

Говоря о социальной ответственности бизнеса, следует рассмотреть две основополагающие точки зрения:

  • зарубежный подход, озвученный Еврокомиссией;
  • отечественный подход, выработанный Ассоциацией менеджеров России.

Согласно первому подходу КСО отождествляется с концепцией, отражающей добровольное решение бизнеса принимать участие в социальном развитии коллектива, улучшении общества и защите окружающей среды.

В соответствии со вторым подходом социальная ответственность бизнеса есть ни что иное, как добровольный вклад компаний в развитие общества (в его экономическую, социальную и экологическую сферы), напрямую связанный с основной деятельностью фирмы и выходящий за рамки законодательно определенного минимума.

КСО характеризуется наличием объекта и субъекта воздействия. Сама же система социальной ответственности бизнеса подвержена ряду принципов (рисунок 1).

Принципы КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Субъектом КСО выступают ее носители – компании и бизнес-организации, реализующие концепцию социально ответственного поведения.

В роли объектов КСО выступают отдельные области развития человека и общества, нуждающиеся в поддержке со стороны бизнеса (безопасность, здоровье, культура, образование и наука, экология, информация и отдых).

Структурные компоненты корпоративной социальной ответственности

В настоящее время существует множество различных подходов к определению сущности корпоративной социальной ответственности. Согласно одному из них концепция КСО складывается из трех базовых компонентов – социальные обязательства, социальное реагирование и социальная ответственность. Их взаимосвязь в общем виде представлена на рисунке 2. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

«Элементы корпоративной социальной ответственности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Взаимосвязь структурных компонентов КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Взаимосвязь структурных компонентов КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Основой для социально-ориентированной деятельности компаний служат социальные обязательства. Они предполагают достижение социальных целей в той мере, в которой они способствуют достижению экономических целей бизнеса.

Под социальным реагированием следует понимать способность бизнеса адаптироваться к быстро меняющимся общественным условиям. Считается, что социально реагирующие компании в своей деятельности руководствуются социальными нормами, значение которых определяется тем, что для менеджеров они выступают полезными и удобными ориентирами, используемыми в процессе принятия управленческих решений.

На практике менеджеры вместо оценки того, какие действия могут быть благоприятны для общества в долгосрочной перспективе, нередко определяют и корректируют степень социального участия компании таким образом, чтобы гарантировать быстроту их реагирования на изменение социальных условий функционирования бизнеса.

В основе непосредственно социальной ответственности лежит принятие бизнесом обязательств преследования долгосрочных общественно-полезных целей, превышающих требуемый законом минимум и соответствующих социально-экономическим условиям функционирования компании.

Замечание 2

Основой социальной ответственности бизнеса служат морально-этические принципы.

Элементный состав корпоративной социальной ответственности

Корпоративная социальная ответственность как явление и процесс состоит из множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную систему, отличающуюся комплексностью и взаимосвязанностью входящих к нее структурных компонентов.

К числу основных элементов социальной ответственности бизнеса принято относить:

  • методы построения и управления социально-трудовыми отношениями;
  • механизм формирования и реализации социальной политики компании;
  • предоставление ежегодного нефинансового отчета о деятельности компании в области КСО;
  • формирование и организация обратной связи.

Помимо прочего элементный состав КСО определяется механизмами и формами ее реализации, которые в соответствии с видовой структурой социальной ответственности могут быть подразделены на внешние и внутренние.

К числу внутренних механизмов КСО относится обеспечение безопасности трудовой деятельности сотрудников, гарантия выплаты стабильной и достойной заработной платы. Сюда же включается дополнительное социальное и медицинское страхование сотрудников.

Особую роль приобретает построение систем развития человеческих ресурсов. Как правило, политика в данной области включает в себя цели и задачи, методы и инструменты развития человеческого капитала, а также принципы обучения сотрудников. В рамках трудовых отношений обучение сотрудников может быть внешним и внутренним (корпоративным).

Более широким инструментальным составом характеризуется внешняя КСО. Первоочередная роль здесь отводится спонсорству и благотворительности, а также разработке и реализации природоохранных мер. Соответственно базовыми векторами внешней социальной ответственности бизнеса считаются сфера культуры и искусства, а также защита окружающей среды, включая ресурсосбережение и экономное энергопотребление.

Важным элементом системы КСО считается нефинансовая отчетность. Под нефинансовой отчетностью следует понимать годовой отчет компании о результатах ее деятельности в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Как правило, такие отчеты содержат информацию о социально значимых программах, реализуемых компанией в отчётном периоде, определяют принципы взаимодействия с заинтересованными сторонами и т.п.

Нефинансовые отчеты могут содержать в себе как качественные, так и количественные показатели оценки КСО, в том числе выраженные в денежном исчислении (например, величина затрат на охрану окружающей среды или затраты на обучение сотрудников).

Не менее важную роль играет форма организации обратной связи, упоминание о чем также можно встретить в нефинансовой отчетности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 29.07.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot