Поведение лидера в организации
Поведение лидера в организации рассматривается как система социально значимых, значительно осознанных, обусловленных различными факторами доминант, собственно функциональных характеристик личности, проявляющихся в процессе трудовой деятельности с целью достижения поставленных руководителем и личных целей.
Лидер в организации может оказать как положительный, так и отрицательный эффект, который заключается в психологическом влиянии на сотрудников, которые являются зависимыми и созависимыми.
Зависимые и созависимые сотрудники
Зависимые сотрудники организации составляют численное большинство, остальное число дополняют созависимые сотрудники, личностные характеристики которых меняются в зависимости от внешней среды и внутренних убеждений.
Таким образом, лидер, выдавая собственное мнение за мнение большинства или коллектива способен изменять управленческие решения или отменять их. Рассмотрим эту ситуацию более детально:
- Зависимые сотрудники целиком зависят от мнения большинства, опасаясь высказывать собственное.
- Созависимые - обладают собственным мнением, но согласны с мнением большинства.
- Лидер - выражает собственное мнение исходя из ситуации, подкрепляя его личным примером
Созависимые сотрудники легко меняют точку зрения в зависимости от ситуации и выявляют готовность пойти за лидером. Зависимых сотрудников большинство, они и определяют коллективное мнение
Проявление анти-лидера в организации
В процессе трудовой деятельности, эффективной считается та деятельность работника, которая исполняется качественно с проявлением лидерских качеств, не предусмотренных в рамках обязательной деятельности, дополнительных усилий. Такое поведение называется лидерским, но может сформировать анти-лидера в организации.
Классическая ситуация теории лидерства в трудовой деятельности предусматривает наличие лидера в руководителе, авторитет которого заслужен перед коллективом эффективностью менеджмента и скоростью реакции на сложную экономическую ситуацию. Если данный авторитет подорван, возможно возникновение антипода в коллективе, который влияя на общественное мнение сотрудников может выдавать свои цели за решения руководства. Анти-лидер выявляет слабые стороны руководителя и подкрепляя недовольство коллектива, внедряет свои суждения в производственный процесс. Влияние анти-лидера на коллектив разрушающее и может привести к частичной либо полной потере авторитета руководителя, к уходу сотрудников на другие рабочие места, снижению эффективности работы организации, потере потенциала фирмы.
Устранение негативного эффекта
Ключевой задачей эффективного менеджера в любой организации является укрепление авторитета руководителя, позиций фирмы, стремление к реализации поставленных цели и задач. Устранение разрушающего влияния неформального лидера возможно при условии укрепления позиций руководителя за счет психологических методов, внедряемых в производственный процесс. Наиболее эффективным решением в данном случае является перепоручение ответственных задач неформальному лидеру. Становясь признанным и востребованным в рамках производственного процесса, неформальный лидер стремится проявить ведущие качества и выполнить задачу качественно и полноценно.
Имея представление о возможностях каждого сотрудника, неформальный лидер способен поручить задачу тому исполнителю, который способен ее выполнить в максимально короткий срок.
Применяя данный подход к неформальному лидеру, менеджер может изменить психологическую роль на положительную и позволить сотруднику проявить неоцененные лидерские качества и получить заслуженное признание коллег и руководства. Неформальный лидер, получая необходимое признание становится полезным и стремится к взаимодействию с руководителем, таким образом формируется прочный союз между руководителем и коллективом и открываются дополнительные преимущества управления коллективом.