Характеристика основных уровней управления
Несмотря на то, что все руководители организации берут на себя ответственность за управление и успех компании, они занимаются далеко не такой однообразной деятельностью, как может показаться на первый взгляд. Руководство подразумевает серьезную структуризацию деятельности, подразделение ее на различные уровни управления. Высшие руководители осуществляют координацию работы руководителей и менеджеров среднего звена, те же влияют на работу сотрудников низшего уровня, координируют действия и соглашают их в соответствии с требованиями компании. Руководители управляют и рядовыми сотрудниками, погружаясь в их задачи. В любом случае, не следует рассматривать управление как однообразный процесс, поскольку это не соответствует действительности.
Вертикальное разделение труда подразумевает несколько уровней управления:
- Институционный уровень – управление высшего звена;
- Управленческий уровень – управление среднего звена;
- Технический уровень – управление низшего звена.
Высший уровень управления представлен несколькими руководителями. Это может быть совет директоров, который состоит из экспертов в определенной отрасли. Также сюда входит президент компании, вице-президент организации и правление. Группа работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, ведет переговоры с высокопоставленными лицами для определения основных аспектов деятельности компании и для выведения ее на качественно новый уровень. Вырабатывается особая политика компании, что способствует ее практической организации.
Руководство, относящееся к среднему уровню управления, обеспечивает поэтапную реализацию политики функционирования компании. Высшее руководство разрабатывает эту политику и определяет ее ключевые требования, но вот внедрением занимаются руководители среднего порядка. Это обусловлено тем, что они могут очень подробно изучать текущее состояние компании, выявляют проблемные зоны и определяют способы их разрешения. Также очень важно сотрудничать с теми людьми, которые являются работниками, общаться с ними и узнавать их мнение. Руководителям среднего звена проще это сделать, ведь количественно их больше, чем тех, кто входит к высшему уровню. Руководители среднего звена отвечают за доведение заданий до подразделений и отделов. Это могут быть те же руководители подразделений и отделов, директора дочерних предприятий и организаций, начальники функциональных отделов.
Низший уровень представлен руководителями, которые находятся непосредственно над рабочими и другими сотрудниками низшего звена. Мастера, бригадиры, администраторы – это как раз те, кто относится к низшему порядку управления. Но их нахождение на данной ступени вовсе не означает их незначительность в работе всей корпорации. Во многом благодаря им могут выявляться локальные проблемы, а координация ими действий на низшем уровне гарантирует качество работы компании в целом. Поэтому недооценивать их не стоит, точно так же как не стоит и игнорировать их потребности и мнение. Как правило, все начинается с малого, и как раз таки благополучие на этих уровнях обеспечивает качественную и стабильную работу компании в целом.
На всех уровнях руководители наделены не только управленческими, но и исполнительными функциями и обязательствами. Уровням управления соответствует несколько уровней менеджмента:
- Высший менеджмента – оперативные и стратегические решения, которые влияют на благополучие компании;
- Средний менеджмент – распоряжения и оперативные решения, которые обязательны к исполнению;
- Низовой менеджмент – исполнительные работы. Такие сотрудники и руководители наделяются полномочиями, которые в основном касаются исполнительской деятельности.
Практика управленческой деятельности показывает, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. На высшем уровне исполнение занимает 10% общего рабочего времени, на среднем – 50%, на низшем – 70%.
Таким образом, управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности отдельных сотрудников и всего трудового коллектива в целом для осуществления намеченных (поставленных) целей.
Миссия организации
Управление и любые виды деятельности внутри компании ориентированы на то, чтобы соответствовать миссии организации. Миссия – это смысл существования, предназначение компании. Она касается собственников и сотрудников. Осознание миссии и четкая расстановка ее задач определяет стратегию развития предприятия. В миссии должны быть отражены основные характеристики компании. Это ее целевые ориентиры, сфера деятельности и рынок, на котором компания будет справляться со своими обязательствами, а также философия организации. У любой фирмы имеются свои ценности, верования, и они определяются на уровне высшего управления. В дальнейшем эти ценности и ориентиры транслируются на все уровни компании, и управленцы, руководители, директора подразделений должны четко акцентировать внимание на том, что компания должна исполнить для достижения отличных результатов.
Миссия дает субъектам внутренней и внешней среды общее представление о компании, поясняет, к чему та стремится, и какие средства готова для этого использовать. Миссия способствует внутреннему единению всех сотрудников компании и формированию ее корпоративного духа, она создает возможности для более эффективного руководства организацией, ибо является фундаментом для установления ее целей и стратегии, распределения ее ресурсов. В конечном итоге, миссия раскрывает для сотрудников организации смысл и содержание их деятельность. Также стоит отметить, что миссия определяет тип организации. Это значит, что в процессе становления компания становится коммерческой или некоммерческой, государственной или муниципальной. Разрабатывается план мероприятий, которые система планирует реализовать для воплощения своих взглядов и идей.