Элементы системы качества принято классифицировать четыре группы в зависимости от целевого назначения:
- Организационные и управленческие процедуры
- Методы и процессы управления продукцией
- Методики и приборы для контроля процессов и продукции
- Процессы, формирующие качество на различных стадиях жизненного цикла производства
Рассмотрим их особенности.
Организационные и управленческие процедуры
- Ответственность руководства в части определения и документального оформления политики управления качеством, а также закрепления ответственности и полномочий персонала, влияющего на качество. Этот элемент включает также закрепление требований в части обеспечения ресурсами и проведение периодического анализа системы качества на предмет ее соответствия стандартам и утвержденной политики по качеству.
- Система качества – это документальное оформление в виде методик предусмотренных стандартами требований.
- Методики анализа контракта, которые касаются требований, изложенных в контракте, и способности предприятия выполнить эти требования.
-
Управление данными и документацией. Всю документацию по управлению качеством можно разделить на три уровня:
- Высший уровень – политика фирмы в области качества.
- Второй уровень – инструкции и методики, касающиеся процедур выполнения стандартов в области качества.
- Третий уровень – документация, касающаяся отдельных участков и подразделений.
-
Предупреждающие и корректирующие действия – разработка методики выполнения действий, которые связаны с устранением причины потенциальных или фактических несоответствий.
- Система управления протоколами качества, предполагающая обобщение методик, которые обеспечивали бы реализацию требований стандартов.
- Внутренняя проверка качества – разработка календарного графика аудита системы качества.
- Подготовка персонала – составление методик, которые описывают требования к квалификации и подготовке персонала, а также закрепляют методы его подготовки.
Методы и процессы управления продукцией
- Управление поставляемой потребителям продукцией.
- Прослеживаемость и идентификация продукции - внедрение и поддержание в рабочем состоянии методик по идентификации продукции на всех этапах, начиная от изготовления и заканчивая монтажом.
- Статус продукции после проведения испытаний и инспекции – нанесение специальных маркировок и обозначений на продукцию.
- Управление продукцией, которая не соответствует требованиям – создание условий, которые бы не допустили попадание продукции, не соответствующей конкретным требованиям к потребителю.
Методики и приборы для контроля процессов и продукции
- Контроль и испытания - выбор методов и разработка методики контроля и испытаний, с помощью которых предполагается проверять соответствие продукции заданным требованиям.
- Методы управления контрольным, испытательным и измерительным оборудованием предполагает внедрение и поддержание в рабочем состоянии методики регулирования, проверок, а также технического обслуживания оборудования.
- Статистические методы - разработка внутренней документации, которая определяет, какие данные должны быть обработаны и какие из статистических методов будут использованы для обработки таких данных.
Процессы, формирующие качество на различных стадиях жизненного цикла производства
- Проектирование - составление плана работы по проектированию продукции.
- Закупки - разработка и поддержание рабочего состояния документально закрепленных методик проверки соответствия закупаемой продукции установленным требованиям.
- Управление процессами – разработка требований к планированию и определению процессов производства, технического обслуживания и монтажа, которые влияют непосредственно на качество продукции.
- Процедуры внутреннего обслуживания, складирования, упаковки, хранения и поставки продукции - разработка методики поддержания соответствия складских помещений, процессов упаковки, укладки, хранения, маркировки, транспортировки продукции.
- Техническое обслуживание, предусматривающее управление послепродажной сервисной деятельностью.