Большое значение, современный менеджмент, уделяет вопросам мотивации коллектива. Она является одним из оптимальных средств обеспечения рационального расходования ресурсов и активизации кадрового потенциала.
Понятие мотивации
Чёткого определения понятию мотивации не существует, в связи с чем, каждый деятель экономики даёт ей своё определение. Одно из них звучит так: «Мотивация – это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп людей, связанное со стремлением удовлетворить свои потребности».
Все определения данного понятия, так или иначе, сходятся в одном: они понимают под мотивацией силы, побуждающие людей предпринимать те или иные действия. С одной стороны они представляют собой побуждение, навязанное извне, в то же время с другой, проявляются в форме самопобуждения. Тут следует отметить, что человеческое поведение всегда чем-либо мотивировано. Целью мотивации стоит затронуть важные интересы коллектива, через которые побудить тягу к выполнению действий.
Также интересным является ещё одно определение мотивации, согласно которому, она представляет собой состояние личности, которое определяет степень её активности и выражается через действия в определённой ситуации. Человек может быть активен, однако не видеть при этом результатов. Такая ситуация возникает из-за того, что человек не представляет конечной точки в работе. Причин тому может быть несколько, от недостаточного контроля, до неосведомлённости. Из-за неверно выбранного направления труда, может возникнуть конфликт между потребностями человека и целями всего коллектива.
Значение мотивации
Многие Государственные и частные компании на своей практике прочувствовали то, как поиск новых и современных методов мотивации и стимулирования труда влияет в конечном итоге на рыночный успех. Мотивационные аспекты управления персоналом приобрели широчайший размах.
В условиях перехода к рынку, возросла роль работника как личности, а это потребовало развития новых схем мотивации, основными пунктами которых являются: создание философии управления персоналом, служб управления персоналом, применение новых технологий в этой сфере, выработка совместных ценностей и установок поведения. Стало важным формирование поведения отдельных работников в отношении целей развития предприятия. Для того чтобы сотрудник выполнял работу качественно и добросовестно, он должен быть в этом максимально заинтересован, говоря иначе – мотивирован.
Мотивация рассматривается в качестве процесса активизации мотивов работников, а также создание определённых стимулов к труду.
Целью мотивации является формирование определённого комплекса мер, условий, которые направлены на побуждение человека к осуществлению действий.
Функция мотивации реализуется через систему стимулов. Это означает, что любые действия подчинённого должны иметь для него определённые последствия. Изучение коллектива позволяет руководителю создавать соответствующую мотивационную структуру, помогающую в дальнейшем воспитывать коллектив в выбранном направлении.
Мотивация в качестве функции менеджмента
Управленцы предпочитают работать с позитивно мотивированными сотрудниками, так как те стараются найти наилучший способ выполнения своей работы. Такие сотрудники, максимально заинтересованы, в производстве высококачественных товаров и услуг. По сравнению с работниками в негативной мотивацией, их отличает большая производительность и решительность. Они желают работать, быть частью команды.
Единую систему мотивации найти нелегко. Единого подхода не существует. Однако разработанные методы мотивации, позволяют эффективно использовать имеющиеся человеческие ресурсы.