Немного об интеллектуальном капитале
В традиционном представлении, интеллектуальный капитал отражает систему знаний, отношений, опыта, умений и навыков, которые свойственны определенному человеку. Их ценность заключается в том, что они могут быть направлены на благо организации или коммерциализированы. Сотрудник, обладающий ценным интеллектуальным капиталом, могут применить его по назначению или продает его элементы. Для того, чтобы обладать исключительным правом на интеллектуальный капитал, сотрудник должен подтвердить свое исключительное право на него. Рассмотрим практический пример.
Предположим, сотрудник обладает исключительными знаниями о технологиях построения информационных коммуникации. Он предлагает руководителю улучшить существующую систему. Для того, чтобы не потерять авторское право, сотруднику необходимо оформить свое право юридическим путем. После того, как данное право будет подтверждено и оформлено, сотрудник может предложить руководителю проект по созданию эффективной структуры или продать свою собственность другому предприятию.
Особенности интеллектуального капитала
- Неосязаемость интеллектуального продукта
- Сложность подтверждения авторских прав
- Высокая стоимость интеллектуального продукта
- Невосстановимость потребительских свойств интеллектуального продукта
Интеллектуальный капитал – достаточно сложный к восприятию продукт. Основную прибыль от авторского права обладатель получает не от первичной его продажи, а от его последующего копирования и распространения.
В настоящее время интеллектуальный капитал пользуется заслуженным спросом у потребителей. Авторское право на творческие и технические разработки многократно копируются и распространяются для дальнейшего использования. Прежде чем платить за понравившийся продукт, руководитель должен определить актуальность данного продукта для его предприятия.
Состав интеллектуального капитала
- Научно – литературные произведения
- Продукты исполнительской и продюсерской деятельности
- Изобретения различного вида и свойства
- Научные открытия
- Промышленно – технические образцы
- Товарные знаки, товарные марки
- Методы защиты интеллектуального права
- Другие интеллектуальные разработки
Проблемы, связанные с интеллектуальным капиталом
- Сложность защиты от хищений
- Высокая стоимость продукта
- Низкий спрос со стороны массового рынка
- Высокая стоимость приобретения патентов и авторских прав
- Бюрократические сложности оформления авторства
- Высокое количество споров в суде
Элементы интеллектуального капитала
- Человеческий капитал
- Интеллектуальная собственность
- Потребительский капитал
- Структурный капитал
Человеческий капитал
Человеческий капитал – это сотрудники, которые могут быть трудоустроены. К человеческому капиталу относят не только людей, которые уже работают, но и потенциальные, будущие работники. Подготовка человека к будущему труду – это тоже вклад в будущий капитал предприятия. Для предприятия человеческий капитал состоит из коллектива, который ежедневно трудится для получения прибыли предприятия. Руководитель тоже является частью человеческого капитала и может внести в него посильный вклад. Обучая персонал, руководитель развивает человеческий капитал и делает его устойчивее и стабильнее.
Потребительский капитал
Потребительский капитал – это отношение руководителя и персонала к своему потребителю и поставщикам. Руководитель и его персонал должны сделать все возможное для того, чтобы сохранить и привлечь больше потребителей. Кроме того, важным аспектом деятельности остаются поставщики. Поставщики обеспечивают предприятие необходимыми ресурсами. От эффективности взаимодействия зависит не только прибыль, но и репутация предприятия.