Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы и школы в истории менеджмента

Этапы в истории менеджмента

Определение 1

Этапы и школы в истории менеджмента – это выделяемые на том или ином основании вехи в развитии менеджмента как науки и практической деятельности.

Существуют разные подходы к выделению этапов в истории менеджмента. Распространенная среди исследователей позиция – выделение семи этапов, соответствующих вехам развития человеческой цивилизации:

  • первый этап может быть охарактеризован как религиозно-коммерческий. В это время сформировались исторические предпосылки для последующего становления менеджмента. Для того, чтобы менеджмент возник как отдельный вид деятельности, должно было произойти отделение управления от непосредственного производства, что требовало кооперации труда. Пока первобытный человек в одиночестве откапывал корешки, никто не управлял этим процессом, менеджеры не требовались. Даже когда примитивная кооперация в виде соединения усилий отдельных людей стала возникать, говорить о полноценном управлении было рано. Но уже в таких древнейших государствах, как Египет и Шумер, стали появляться признаки менеджмента, когда высшая каста священников трансформировалась в религиозных функционеров, активно занимавшихся управлением имуществом, сбором налогов и другими коммерческими процессами,
  • второй этап ассоциируют с именем вавилонского правителя Хаммурапи. Именно он впервые в истории систематизировал законы управления государством, что позволило регулировать многообразие имеющихся общественных отношений и руководить администраторами по всей империей. Хаммурапи принадлежал и оригинальный лидерский стиль. Итак, нововведениями этого этапа стали светская манера управления и формальная система регулирования отношений,
  • третий этап связан с другим царем – Навуходоносором, который ввел системы производственного контроля в строительстве (потребовалось для реализации масштабных проектов Вавилонской башни и висячих садов), на текстильных фабриках и зернохранилищах,
  • четвертый этап – в Средние века менеджмент базировался на доминировании профессиональных гильдий,
  • пятый этап – его начало было обусловлено промышленным переворотом, произошедшим в Англии и Шотландии. Смысл этого события состоял в ускорении развития производительных сил, смене мануфактуры более производительным машинным производством. С этого момента начинается ранний этап становления менеджмента как науки. После Великой индустриальной революции стала складываться система акционерного капитала. Вместо одного руководителя-собственника появились сотни и тысячи акционеров – долевых владельцев общего капитала. Организовать управление их силами было сложно, руководить текущими процессами стали наемные менеджеры,
  • шестой этап начался по мере роста объема производства, расширения финансовых операций, ускорения оборота капитала и других эффектов научно-технической революции. Управление перестало быть сферой приложения исключительно здравого смысла, оно начало требовать наличия специальных профессиональных знаний, умений и навыков. В результате на рубеже XIX-XX веков стал складываться научный менеджмент,
  • седьмой этап – текущий – характеризуется переходом общества на постиндустриальный этап развития. Ключевую роль играет уже не капитал, а знания, информация (поэтому общество называется информационным). Все более пристальное внимание уделяется развитию человеческого капитала.

Школы в истории менеджмента

За время становления и развития теории менеджмента сформировалось множество научных школ. Перечислим некоторые наиболее значимые.

Школакола научного управления. Она связана с именами Ф.У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет и Г. Гантта. Главной мыслью этой школы стало предположение, что управление может производиться на научной основе, исходя из технического, экономического и социального эксперимента, а также анализа фактов и явлений управленческого процесса, их обобщения и системной интерпретации.

Административная (классическая) школа управления, возникшая из трудов Анри Файоля. В отличие от школы научного управления представители классической школы рассматривали организацию в целом и занялись разработкой подходов к совершенствованию управления с позиций организационной целостности. В центре внимания исследователей находился именно процесс управления как функция администрирования, предназначенная для оказания административному персоналу помощи в вопросах достижения целей организации. В любом предприятии выделялось два базиса: материальный (труд, средства и предметы труда) и социальный (отношения между людьми в рамках трудового процесса). Выделяется шесть основных групп операций, входящих в управленческую деятельность:

«Этапы и школы в истории менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. техническая и технологическая (изготовление, производство, переработка),
  2. коммерческая (закупка, обмен, продажа),
  3. финансовая (привлечение и размещение капиталов, управление ими),
  4. охранная (охрана как собственности, так и физических лиц),
  5. учетная (инвентаризация, составление балансовых ведомостей, ведение статистики),
  6. административная (прогнозирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Школа человеческих отношений. Эта школа возникла в 1920-1930-е годы. Ее сторонники ставили во главу угла человека, его роль в организации. Основные труды в рамках этой концепции принадлежат Э. Мэйо, М. Фоллету, Ф. Роэзлизбергеру. Было доказано, что на рост производительности труда существенно виляют социальные и психологические факторы (намного сильнее, чем физические условия труда – при условии, что организация труда эффективна и рациональна).

Школа науки управления. Эта школа сложилась в 1950-е, и остается актуальной до сих пор. Для нее характерно изучение производства как социальной системы с использованием процессного, системного и ситуационного подходов. Специалисты в рамках изучения проблемы должны разработать модель ситуации и использовать конкретные количественные значения переменных.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.10.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot