Маркетинг страны
Объектами маркетинга являются страны и государства. Маркетинговая деятельность в данном случае заключается в создании и продвижении благоприятного имиджа страны, привлечения целевой аудитории и удовлетворение потребностей населения.
Маркетинг страны решает следующие задачи ее развития:
- адаптация услуг и инфраструктуры к потребностям заинтересованных лиц (жителей, представителей бизнеса и посетителей страны)
- создание благоприятных условий для жизни и труда;
- формирование положительного имиджа страны, ее продвижение;
- развитие взаимоотношений с ключевыми субъектами (заинтересованными лицами).
Маркетинг страны позволяет:
- сохранить политическую стабильность;
- развиваться внутреннему рынку;
- ставить и выполнять перспективные цели и стратегические направления развития;
- обеспечивать рост вложений денежных средств в отечественные предприятия и повышать их конкурентоспособность на международной арене;
- распространять передовые идеи, технологии и практики менеджмента компаний.
Субъектами маркетинга страны являются бизнес-структуры, общественные организации, различные объединения и ассоциации, граждане, которые живут и работают на территории государства или за его пределами. Особенное внимание уделяется таким субъектам как органы госуправления. Их задача – это интеграция и направление деятельности других субъектов на достижение социально-экономического развития государства.
Основные инструменты маркетинга страны:
- информационно-рекламные материалы (буклеты, путеводители и пр.);
- интернет-ресурсы;
- публикации в средствах массовой информации;
- выставки и ярмарки;
- лоббирование;
- международные совместные проекты и программы.
Маркетинг региона
Маркетинг региона решает те же задачи и использует те же инструменты, что и маркетинг страны, но на соответствующем уровне. Важнейший маркетинговый прием - это региональные товары, которые, с одной стороны, приносят прибыль территории, с другой -продвигают регион на внешних и международных рынках.
Ряд регионов специально созданию в сознании субъектов региональные бренды товаров и услуг, которые ассоциируются с названиями регионов.
Под маркетингом региона понимается деятельность по формированию и сохранению имиджа региона, повышению его привлекательности на фоне регионов-конкурентов.
Ключевые цели маркетинга региона:
- обеспечение доходов от хозяйственной деятельности в регионе;
- создание благоприятных условий для завоевания рынков за границами региона, достижение стабильных взаимоотношений с другими регионами, странами благодаря расширению ассортимента реализуемых товаров;
- прогнозирование рыночной ситуации, исследование степени платежеспособного спроса в регионе в рамках существующего ассортимента продукции, а также при ведении новых товаров;
- составление программы действий и их реализация по обеспечению программно-целевого подхода для решения проблем эффективного производства и реализации товаров.
Главными покупателями региона являются физические и юридические лица, которые представляют (бизнес, инвесторы) или не представляют (лица, имеющие отношение к криминалу) интерес территории.
Виды целевой аудитории регионов:
- жители и рабочая сила;
- посетители и гости;
- инвесторы и предприятия различных отраслей экономики;
- внешние и международные рынки.
Маркетинг города
Поиск новых и эффективных способов управления территориями в условиях быстрых изменений приводит к разработке целевого рыночного подхода к развитию городов. Такой подход и является территориальным маркетингом города.
Маркетинг города – это комплекс инструментов и приемов, которые направлены на повышение конкурентного потенциала отдельного города по сравнению с другими
Маркетинг городов исследует потенциальные возможности города в интересах внутренних и внешних субъектов. Маркетинговая деятельность городов заключается в продвижении городских продуктов и услуг и формировании системы взаимоотношений между органами власти города и целевыми группами, которые предоставляют места инорайонных пользователей городских товаров.
Маркетинг городов – процесс планирования, регулирования и контроля прямых связей городского управления с целевыми группами, заинтересованными лицами и партнерами.
Как объект маркетингового управления, город:
- это объект продвижения;
- это объект создания отношений.
Характерные особенности маркетинга городов:
- высокая плотность населения;
- высокая стоимость жизни и земли;
- концентрация деловой и транспортной инфраструктуры;
- размещение местных и вышестоящих органов власти;
- обеспеченность современными удобствами;
- напряженность экологии;
- насыщенность информационной и образовательной среды.
Города, осуществляющие маркетинговую деятельность, можно разделять на четыре основные группы:
- business-type organisation (маркетинг коммерческого типа);
- service-type organization (предоставление услуг);
- transfer-type organization (трансфертный маркетинг);
- intervention-type organisation (межорганизационное взаимодействие).
Города, которые продвигаю маркетинг коммерческого типа, осуществляют маркетинговую деятельность, которая похожа на маркетинговую деятельность коммерческого предприятия. Отличается только тем, что прибыль намного меньше, чем у коммерческой фирмы, а также маркетинг города часто принимает форму монополии или олигополии.
В данную группу относят компании, которые обслуживают автодороги, муниципальные транспортные предприятия, театры, спортивные и развлекательные центры.
Стратегии маркетинга городов, которые занимаются предоставлением услуг, разрабатываются на основе анализа рынка и потребностей потребителей. Так услуги носят общественный характер, то процесс ценообразования отсутствует. Поэтому такой вид маркетинга не до конца компенсирует суммы, которые потрачены на данные услуги, а затраты не оплачиваются. Основными организациями данного типа маркетинга являются: библиотеки, школы, больницы, парки.
Трансфертный маркетинг позволяет решит следующие задачи городской среды:
- Кому необходимы маркетинговые услуги?
- С чем связана маркетинговая деятельность?
- Доходит ли предлагаемый товар или услуга до целевых потребителей?
- Хороший ли уровень сервиса?
- Какое качество товара или услуг?
- Адекватная ли цена (эффективны ли расходы)?
Данный вид маркетинга характерен для муниципальных подразделений, которые предоставляют различные жилищные пособия или выплаты малоимущим граждан, льготы и трудоустройство.
Последний тип – это взаимодействие городских общественных учреждений с маркетинговой деятельностью города. Он основан на формировании имиджа муниципальных отделений в глазах общественности. Основными организациями являются: городская полиция, городская охрана коммерческих и других компании, организации по защите потребителей.