«Василий Теркин» - одно из наиболее известных произведений о Великой Отечественной войне, которое на протяжении длительного времени привлекает внимание читателей и исследователей.
Краткая биография Твардовского, влияние мировосприятия автора на содержпние произведения
Жизнь и творчество Твардовского – неотъемлемая часть истории современной России. Твардовский – великий поэт, голосом которого во времена Великой Отечественной войны говорил сам народ.
Родился он в 1910 году в Смоленской губернии. Первые его стихи были опубликованы в смоленских газетах, когда автору было 15 лет.
В 1931 году его семья была раскулачена. Впоследствии этот факт сделал Твардовского удобной мишенью для его врагов. В 1954 году, когда наступила совсем другая эпоха, поэт обратился к властям с просьбой разобраться в этой проблеме, поскольку его семья не могла считаться кулацкой по причине того, что его родители никогда не использовали наемный труд.
Твардовский женился на женщине, которая стала его верной спутницей жизни. Мария Илларионовна поддерживала мужа и в молодости, в Смоленске, и в годы травли в столице. После его смерти во многом именно благодаря ей его литературное наследие было опубликовано.
В 1932 году он поступил в педагогический институт в Смоленске, после чего нападки на поэта стали особенно яростными. В 1936 году Александр Трифонович оставил учебу. Как вспоминает его дочь, пойти на этот шаг его вынудила сама обстановка в Смоленске, где активно шла борьба с «недобитым классовым врагом».
В годы войны он работал военным корреспондентом и одновременно занимался созданием «Василия Теркина».
На протяжении 60 лет Твардовский на своих плечах держал отечественную литературу. Он практически «втащил» в литературу Солженицына и на протяжении всей своей жизни поддерживал его. Боролся против цензуры, называя ее пережитком. 1960-е годы в истории развития русской литературы можно назвать десятилетием Твардовского.
В то же время, Твардовский – трагический герой русской литературы. Главный драматизм его жизни и творчества заключается в том, что поэта убила та идеология, которой он служил, был предан, от лица которой выступал. Твардовский на протяжении всей своей жизни боролся за социализм с человеческим лицом, а социализм обернулся к нему своей звериной мордой. Он получал государственные премии, а цензура запрещала его произведения, его журнал.
60-е годы начала смерть Пастернака, затравленного в родной стране. В те же годы был признан тунеядцем будущий лауреат Нобелевской премии Й. Бродский. В 1968 г. началась и была раздавлена советскими танками Пражская весна. Твардовский глубоко переживал все эти события, выступал с осуждением деятельности советских властей.
Закончилось все это делом против Твардовского, которое и привело к гибели поэта. Он умер затравленным, как и за десятилетие до него Б. Пастернак.
Его журнал «Новый мир» стал последней попыткой в СССР совместить коммунистическую идеологию со свободой слова. Провал и последующая гибель Твардовского многих тогда избавили от иллюзий.
Все впечатления от прожитого, увиденного автор воплотил в своем главном произведении – «Василий Теркин».
Образ войны в произведении
Крайне важно отметить, что автор сознательно избегает героизации войны. В произведении нет изображения глобальных битв. Само произведение написано «снизу», отображает понимание войны самими солдатами. В поэме нет описания наиболее значимых, переломных моментов: ни Курской дуги, ни обороны Москвы, ни Сталинградской битвы, ни взятия Берлина. Зато огромное внимание уделяется изнурительному, бесплодному, тяжелейшему бою в болоте за Борки.
Образ Василия Теркина
В центр своего повествования автор поставил обыкновенного солдата, приписанного не элитным военным подразделениям (артиллерист, летчик, танкист), но к «матушке пехоте», на плечах которой и была буквально вытащена та война. У главного героя до определенного времени не было наград, знаков отличия.
Прежде всего, следует отметить, что в создании образа своего главного героя Твардовский обращается к фольклорной традиции. Его герой не обладает внешней привлекательностью:
«Красотою наделен
Не был он отменной»
Но при этом является носителем красоты душевной. Постижение внутренней красоты персонажа достигается при помощи углубленного психологического анализа, раскрытие эстетике бытового поведения:
- передача самоощущения, поведения солдата раскрывается при помощи отражение красоты народных устоев: «Курит, ест и пьет со смаком // На позиции любой»;
- в главе «Два солдата» мироощущение главного героя раскрывается при помощи отражения сцен домашней жизни стариков. Автор выдвигает на первый план эстетику мирного труда.
Особенно ярко особенности национального характера отражают в главе «В бане», раскрывающей такие особенности русского человека как любовь к «празднику всякому» при одновременной неспешной сосредоточенности, внутренней силе, готовности к подвигу:
«И с почтеньем все глядят,
Как опять без паники
Не спеша надел солдат
Новые подштанники»
Иначе говоря, в процессе создания своего произведения Твардовский обращается к двум традициям:
- литературно-книжной;
- народно-поэтической.
В произведении Твардовскому удалось отразить стремления, мировоззрение народа, который поднялся на смертный бой за свое выживание, само существование. Поэма написана с величайшим мастерством, но при этом естественно, создается впечатление, что поэт разговаривает со своими читателями. В середине прошлого столетия поэту удалось создать настоящий эпос в гегельско-бахтинском смысле этого слова.
Таким образом, «Василий Теркин» - одно из наиболее значимых произведений военных лет, когда голосом Твардовского говорил сам народ. Произведение характеризуется органическим сочетанием литературно-книжной и народно-поэтической традиций, что приводит к сочетанию в тексте лексем завышенного стиля и вульгаризмов, просторечий. Сама поэма на протяжении десятилетий неизменно привлекает внимание читателей.