Символ – это многозначный иносказательный образ, который основывается на сходстве, подобии либо общности предметов и явлений.
Понятие символа
В древнем фольклоре из прямого двучленного образного параллелизма произошел такой вид словесно-предметной иносказательности, как символ. Впоследствии символами стали называть различные начертания, являющиеся условным обозначением тех или иных отвлеченных понятий. Однако в своем основном значении символ – это самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально-иносказательный смысл.
Появлению символических образов предшествовала длительная песенная традиция. Фольклорные песни переходили от одних исполнителей к другим, сохранились в памяти поколений. В тех случаях, когда песни строились на основе прямого двучленного параллелизма, в сознании певцов и слушателей постепенно закреплялась смысловая связь входящих в него образов. В связи с этим, когда в песне появлялся образ природы – первый член параллелизма – он сразу же вызывал в памяти слушателя известный ему заранее второй член – образ человека. другими словами, изображение жизни природы стало означать жизнь человека. Тем самым оно получило символическое значение. Люди стали осознавать жизнь человека через скрытую аналогию с жизнью природы.
В художественной литературе символика получила более широкое применение. Изображение природы при этом сохраняет для читателя прямое значение, а затем эмоциональным содержанием вызывает эмоциональные параллели.
Следует отличать символику – наличие образов-символов от символизма – литературного направления. Для писателей-символистов рубежа 19-20 вв. символ был не только художественным образом, но и важнейшим инструментом постижения реальности. Они считали символ «сверхэстетической» категорией», элементом мифологического мировосприятия.
Особенно богата символикой поэзия. Лирическая символика обладает многозначностью эмоционального осмысления. Например, стихотворение «Лес» А. Кольцова посвящено памяти А. С. Пушкина и истолковывается как иносказательное изображение трагических лет жизни поэта, его смерти.
В символе может выражаться система соответствий между разными сторонами действительности:
- обществом и личностью;
- жизнью человека и миром природы;
- земным и небесным;
- реальным и фантастическим;
- внутренним и внешним.
Отличие символа от других средств выразительности
Символ по происхождению, по принципам образного выражении действительности тесно связан с другими видами иносказаний. Однако в отличие от сравнения или образного параллелизма, образ-символ одночленен. В символе сходство и тли тождество с другим явлением или предметом не очевидно, не закреплено синтаксически или словесно.
Образ-символ, в отличие от метафоры, многозначен. Символ допускает, что у читателя могут возникнуть разнообразные ассоциации. Значение символа, кроме того, часто не совпадает со значением метафоры. Толкование и понимание символа шире метафорических иносказаний или уподоблений, из которых он складывается.
Образ-символ может возникнуть как результат использовании разнообразных образных средств: сравнений, образных параллелизмов, сравнений. В ряде случаев символ может быть создан и без использования других иносказаний.
Отличие символического образа от аллегории заключается в том, что он не имеет рассудочного, прямолинейного значения. Символ всегда сохраняет эмоциональные, живые ассоциации с широким спектром явлений.
Символы в художественных произведениях
Символы широко применяются в литературных произведениях: в эпосе, лирике и драматургии. Верное толкование символов способствует более глубокому и верному прочтению художественных текстов. И наоборот, непонимание символической природы художественных образов способно привести к грубым ошибкам в интерпретации текста и искажению авторского замысла.
Символ расширяет смысловую перспективу художественного произведения, позволяет читателю выстроить цепь ассоциаций, которая связывает различные явления жизни.
Символизация используется писателями для разрушения иллюзии жизнеподобия, которая часто возникает у читателей. Образы-символы помогают автору подчеркнуть большую смысловую глубину и многозначность создаваемых образов.
Символизация является излюбленным приемом М. Ю. Лермонтова. В его произведениях символами часто становятся природные явления. Так, одинокие пальма и сосна, старый утес, дубовый листок являются символами одиноких людей, страдающих от отчуждения или одиночества. «Тучка золотая» является символом недолговечного счастья, заставляющего человека страдать.
Ярким символом является природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Здесь природа – это мир, в котором герой видит идеальный мир «тревог и битв», созданный им в душе. Для него природа – смысл и цель его бегства из монастыря, это родина, куда он так жаждет вернуться. Однако природа для героя оказывается и грозным соперником. Барс не просто красивый и сильный зверь, это символ грубой, враждебной человеку силы. Символичен и бой Мцыри с барсом – это поединок природы, воплощенной в барсе, и гордого, несгибаемого человеческого духа.
Символизация – яркая черта литературы романтической, но символы часто используются и реалистами.
Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой создает образы-символы, которые проясняют отношение героев к жизни и помогают понять их прозрение или самопознание. Раненый князь Андрей видит «бездонное синее небо». Здесь символ неба является и психологическим символом, поясняющим душевное состояние героя, и философским, выражающим отношение автора к жизни.
В основу пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова лег образ-символ вишневого сада. Он раскрывает представления автора и персонажей о судьбе, о жизни, о времени. Символ вишневого сада становится образным отражение духовного мира героев. Вишневый сад, кроме того, является и философским символом, подчеркивающим связь времен, судеб бывших и новых хозяев, взаимопроникновение различных пластов жизни.