На современном этапе развития цивилизации во всех сферах культуры отмечаются тенденции к синтезу и микшированию отдельных ее элементов. Тенденции к синтезу проявляются в художественной деятельности, в художественном сознании, в процессе реализации научного познания, в каждой сфере жизнедеятельности личности.
Культурный синтез как стремление к родовой человеческой универсальности
Указанное стремление к синтезности может выступать свидетельством становления нового этапа в истории развития человеческой цивилизации, стремления к преодолению фрагментарности, атомизма окружающей действительности и ее восприятия в сознании личности, стремления к родовой человеческой универсальности.
Именно культура выступает важнейшим фактором универсализации личности, «сборки человека», под влиянием которой актуализируется тенденция к универсализации родовой человеческой сущности. В свою очередь, универсализация человека – длительный, нелинейный, сложный процесс, который носит диалектический характер, истоки которого заложены в первобытном синкретизме.
Подходы к пониманию синкретизма
Под синкретизмом в современной научной литературе понимается первичное единство, слитность, неразделимость сознания и культуры, которые имманентно присутствуют в сознании и культуре, начиная с древнейших времен
В процессе развития исторического процесса из этого единого, неделимого, цельного слитного выделяются отдельные части, которые стремятся к дальнейшему объединению, но уже на новом уровне.
Развитие культурной модели сопровождается перманентными процессами познания и аккумуляции знаний об окружающем мире, что приводит к выделению все новых фрагментов и их последующему синтезу, универсализации.
Под универсализацией может пониматься объективно существующая тенденция к обобщению, синтезу признаков предшествующих этапов эволюционных процессов, которая находит свое отражение в более глубокой проявленности родового в индивидуальном.
При реализации подобного подхода процесс развития культуры и личности может интерпретироваться как вечное «возвращение к себе», углубление в собственную неисчерпаемую сущность.
Ступени дифференциации общественного сознания
Указанный процесс единства проявлений жизнедеятельности и культуры носит нелинейный характер, включает кардинально противоречивые тенденции. «Диалектическая триада» развития личностно сущности и культуры может быть представлена в виде следующих перетекающих друг в друга процессов: развитие элементов культуры и форм развития, демонстрация движения из первобытного синкретизма через дифференциацию к новому синтезу, новой интеграции.
Таким образом, в процессе формирования синтезности, синкретизма современной культуры можно выделить следующие этапы:
- синкретизм традиционных обществ – первичная универсальность сущности первобытного человека, с отсутствием фундаментального разделения труда, слитным характером магических результатов и практики, слитности индивида с родом, которое находит свое отражение в единстве сознания и мировосприятия личности;
- формирование ступени дифференциации, на которой первобытный синкретизм традиционного общества находит свое отражение в самоопределении религиозного, нравственного, политического, этического, юридического сознания, формировании специфических эстетических ценностей, включая категории красоты, изящества, величия, грациозности и пр.;
- формирование синтезности, синкретизма нового этапа.
Таким образом, синкретизм традиционных обществ, слитность проявлений культуры и жизнедеятельности, практики и магических верований, ритуалов, слитность, целостность сознания, мировосприятия являются отправной точкой дифференциации сознания, начальным этапом развития культуры.