Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формы сетевого взаимодействия компаний

Понятие и содержание процесса сетевого взаимодействия компаний

Сетевое взаимодействие компаний – это процесс заключения договоренностей об осуществлении совместной деятельности разного рода в целях достижения конкретных результатов.

Сущность сетевого взаимодействия проявляется в кооперации связей разных видов в ходе осуществления хозяйственных процессов. Чтобы справиться с усиливающейся конкуренцией на глобальных рынках, организации фокусируются на относительно малом количестве ключевых компетенций и широко сотрудничают с другими организациями, тем самым поддерживая технологический уровень и инновационные способности или добиваясь снижения издержек и сохранения конкурентоспособности.

Развитие межфирменных взаимоотношений требует специфических компетенций для эффективного перехода от первоначальных контактов к совместному созданию ценности. Реализация сетевого взаимодействия обеспечивает:

  • приспособление к быстро меняющимся тенденциям рыночной действительности;
  • повышение скорости и гибкости реагирования на изменение рыночной конъюнктуры;
  • реализацию небольшого количества хозяйственных компетенций участниками сетевого взаимодействия;
  • узкую специализацию деятельности предприятий;
  • возможность осуществления инновационных направлений деятельности;
  • снижение расходов на реализацию деятельности, в том числе, и инновационной;
  • ограниченное использование рабочей силы, в том числе и квалифицированных специалистов;
  • исключение дублирования трудовых ресурсов и реализации процессов организациями, которые заключили сетевые договора;
  • возможность привлечения к совместной деятельности в рамках сети эффективных и надежных партнеров;
  • использование только качественных материалов и добросовестных исполнителей.

Таким образом, сетевое взаимодействие обеспечивает доступность ресурсов компаниям, которые не имеют возможности их самостоятельного приобретения.

Получается, что сетевое взаимодействие дает контроль одной организации деятельности другой. При этом не применяются юридические механизмы воздействия и не реализуется имущественный контроль.

«Формы сетевого взаимодействия компаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Специфическими чертами сетевого взаимодействия являются:

  • юридическая обособленность взаимодействующих компаний;
  • отсутствие отношений собственности между сетевыми компаниями;
  • опора на социальные механизмы взаимодействия, что делает его более крепким, чем чисто рыночные формы взаимодействий;
  • отсутствие четко установленной иерархия взаимодействия;
  • совместная координация и кооперация деятельности участников сетевого взаимодействия.

Факторы сетевых взаимодействий компаний

Сетевые взаимодействия вытекают из стремления участников сформировать уникальные преимущества в деятельности, которые предоставят конкурентные преимущества на рынке.

Взаимодействия направлены на утверждение конкурентных позиций в конкретной рыночной нише, сегменте. В силу ориентации на получение конкурентных преимуществ сетевые формы взаимодействия являются многофакторными и многоаспектными процессами. Они подвержены воздействию большого числа факторов, которые определяют специфику формирования каждого конкретного взаимодействия. Такими факторами являются:

  1. Возможность минимизации транзакционных издержек деятельности.
  2. Рост ресурсов без несения дополнительных затрат.
  3. Расширение информационной базы и обеспечение недоступными ресурсами деятельность компании.
  4. Сосредоточение на узком круге функций за счет перераспределения производственных функций.
  5. Простота процессов управления и информационного обеспечения деятельности.
  6. Повышение репутации и признания.
  7. Расширение каналов продаж и оптимизацию взаимодействия с контрагентами.
  8. Повышение ценности за счет социальных связей.
  9. Формирование нестандартных цепочек создания стоимости.
  10. Обновление системы коммерческой коммуникации.

Основной целью сетевого взаимодействия является получение конкурентных преимуществ. Эта цель носит масштабный характер. При выборе форм реализации сетевого взаимодействия данная цель конкретизируется и приобретает узкую направленность.

Модели реализации сетевого взаимодействия компаний

Основными моделями сетевого взаимодействия компаний являются следующие формы его организации:

  1. Ресурсная модель. Она опирается на оптимизацию производственных процессов в целях сокращения себестоимости продукции и повышения производительности труда. Модель применяется и в инновационных процессах: когда взаимодействие обеспечивает возможности разработки и внедрения новых технологий, инновационных подходов производственной деятельности. Реализация такого взаимодействия происходит под воздействием факторов расширения информационной базы и обеспечения предприятия недоступными ресурсами.
  2. Производственная модель. Она предполагает реализацию сетевого взаимодействия в направлении формирования секретов производства – ноу-хау. Опора идет на расширение каналов продаж и оптимизацию взаимодействия с контрагентами.
  3. Модель НИОКР. Она предполагает организацию инновационных разработок, реализацию преобразований деятельности разного рода. Опирается на факторы роста ресурсов без несения дополнительных затрат и формирование уникальных цепочек создания стоимости.
  4. Организационная модель. Она предполагает реализацию взаимодействия в направлении изменения организации отдельных процессов, организационной структуры. Стимулирует формирование такого взаимодействия необходимость снижения транзакционных издержек и перераспределения функциональной роли и ответственности.
  5. Товарная модель. Основой сетевого взаимодействия становится совместное продвижение товаров и услуг потребителям. Формируется под воздействием необходимости упрощения процедур выхода на новые рынки и информационного обеспечения деятельности, а также, оптимизации конкурентного противостояния.
  6. Модель смешанных сетевых взаимодействий. Такие связи не имеют четких ориентиров. Они формируются под воздействием многообразных факторов и призваны разрешать множество задач. При этом нет фокусировки на выборе конкретных стратегических ориентиров.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 06.03.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot