Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разграничение государственных расходов, российский и зарубежный опыт, сравнительный анализ

Определение 1

Разграничение государственных расходов – это закрепленный законодательством страны порядок распределения государственных расходов между уровнями бюджетной системы.

Специфика российского разграничения государственных расходов

Принцип разграничения государственных расходов в Российской Федерации закрепляется статьей 30 главы 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Российское законодательство закрепляет государственные расходы между различными уровнями бюджетной системы страны с целью максимально эффективного выполнения расходных обязательств.

Разграничение расходов определяется предметами ведения, закрепленными за различными уровнями публичного управления. Разграничение предметов ведения между уровнями публичного управления обеспечивается российской Конституцией и федеральным законодательством:

  • в ведение Российской Федерации входят предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения федерации и ее регионов;
  • в ведение регионов Российской Федерации находятся предметы, закрепленные статьями 72-73 российской Конституции, включая принцип остаточной компетенции регионов;
  • российская Конституция обозначает вопросы местного уровня в качестве категории, которая впоследствии конкретизируется на уровне федерального законодательства.

Разграничение предметов ведения обеспечивает формирование расходных обязательств бюджетной системы. Задача разграничения государственных расходов состоит в осуществлении его финансирования за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Фиксация разграничения государственных расходов обеспечивается на законодательном уровне. В частности, речь идет о Бюджетном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ «и иных федеральных законах.

«Разграничение государственных расходов, российский и зарубежный опыт, сравнительный анализ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

За каждым уровнем публичного управлением закреплены определенные расходные полномочия, финансируемые из бюджета соответствующего уровня.

Расходные полномочия представляет собой совокупность прав и обязанностей определенных органов государственного управления, обусловленную реализацией экономических отношений в связи с формированием расходов бюджетов.

Расходные обязательства органов власти представляют собой систему обязательств, обеспечивающих правовое регулирование, финансирование, исполнение или представление тех благ и услуг, которые предусматриваются расходным обязательством.

Принципиальные основы разграничения государственных расходов Российской Федерации можно сформулировать следующим образом:

  • во-первых, принцип субсидиарности, выражающийся в максимальной близости органов управления к потребителям бюджетных услуг;
  • во-вторых, принцип территориального соответствия, подразумевающий максимум совпадения территориальной юрисдикции органов государственного управления и зоны потребления определенных бюджетных услуг;
  • в-третьих, принцип внешних эффектов, подразумевающий рост заинтересованости общества в предоставлении бюджетных услуг более высоким уровням власти;
  • в-четвертых, принцип эффекта территориальной дифференциации, подразумевающий закрепление на нижних уровнях бюджетной системы предоставления бюджетных благ, обусловленных региональными и местными различиями;
  • в-пятых, принцип эффекта масштаба, подразумевающий концентрацию расходов бюджетной системы, обеспечивающей экономию бюджетных средств.

Разграничение государственных расходов в зарубежных странах в сравнении с Россией

Зарубежные страны отличаются относительным разнообразием подходов к разграничению государственных расходов, тем не менее, можно выделить определенные принципиальные основы, отличающиеся сходным характером.

Разграничение государственных расходов в зарубежных странах можно представить в виде двух моделей классического содержания:

  • во-первых, американская модель разграничения государственных расходов, основанная на бюджетно-налоговом или конкурентном федерализме. В этой модели наблюдается самостоятельность направлений расходов, слабость попыток регионального выравнивания за счет бюджетов вышестоящих уровней, свобода межрегиональных заимствований, возможность банкротства отдельных территорий при неспособности обеспечить свои расходные обязательства;
  • во-вторых, германская модель, основанная на фискальном федерализме. Для этой модели характерно совместное осуществление регулирования расходов, сильное горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной дифференциации, установление ограничений в отношении территориальных заимствований, оказание помощи со стороны бюджетов вышестоящих уровней.

Российская бюджетная система по разграничению государственных расходов относится к германской модели. При этом основное отличие российского подхода к разграничению государственных расходов от подхода зарубежных стран состоит в высочайшей степени федерализма российской бюджетной системы. Несмотря на провозглашение принципа разграничения расходных обязательств, бюджетная система Российской Федерации сосредотачивает максимум этих обязательств на федеральном уровне. Региональные и местные бюджеты не обладают достаточным уровнем самостоятельности, что особенно остро проявляется на уровне муниципальных финансов.

Федеральные власти сосредотачивают в федеральном бюджете максимальный объем средств, за счет которых контролируют региональные и местные власти и оказывают финансовую поддержку различным территориям. Развитые страны стремятся отойти от подобных моделей разграничения государственных расходов, наделяя территории высокой степенью самостоятельности, возможностью формирования собственных бюджетов, покрытия своих расходов за счет собственных средств. Исключение составляют только чрезвычайные ситуации и особые статьи расходов, которые центральные бюджеты берут на себя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot