Строительство как объект муниципального управления
Строительная деятельность представляет собой сложный многоаспектный процесс, неотъемлемой частью которого является поэтапное привлечение инвестиционных ресурсов. В том случае, если в состав инвестиционных ресурсов строительства привлекается муниципальное финансирование, оно в обязательном порядке становится объектом муниципального управления.
Муниципальный строительный комплекс образуется различными субъектами, в состав которых входят:
- архитектурные и градостроительные органы;
- организации, занятые проектно-изыскательской деятельностью;
- консалтинговые организации;
- инжиниринговые организации;
- риэлтерские агентства;
- инвесторы;
- подрядные организации;
- страхованы организации;
- заказчики;
- инвестиционные фонды и кредитные организации;
- пользователи результатов строительной деятельности и так далее.
В задачи органов муниципального управления в сфере строительства входит регулирование и координация инвестиционно-строительного процесса, для чего муниципалитет, выступающий в качестве инвестора и заказчика, создает управляющие компании.
Процесс муниципального управления строительством
Систему взаимодействия муниципальных органов власти с другими субъектами строительной деятельности можно представить в виде ряда этапов, включающих в себя следующие:
- Муниципальные органы власти, в качестве заказчика-инвестора, создают управляющую компанию, на которую возлагают руководство конкретным проектом;
- Привлеченная проектно-изыскательская организация разрабатывает проект строительства объекта;
- Муниципальными органами власти и управляющей компанией для финансирования строительного проекта привлекаются соинвесторы в лице кредитных организаций, инвестиционных фондов и прочих;
- Инжиниринговая компания нанимается для руководства производственной частью проекта;
- На основе конкурсных торгов осуществляется выбор генерального подрядчика;
- Генеральный подрядчик взаимодействует с проектно-изыскательной организацией, инжиниринговой компанией, управляющей компанией, осуществляет найм субподрядчиков, ищет поставщиков производственных компонентов и заключает с ними договоры;
- Страховые организации осуществляют страховое сопровождение строительства;
- Генеральный подрядчик через субподрядчиков осуществляет строительство объекта.
Компетенция муниципальных властей в сфере управления строительством включает в себя:
- во-первых, организационные мероприятия, направленные на строительство муниципального фонда жилья;
- во-вторых, формирование условий для осуществления строительства жилья, в том числе и немуниципального;
- в-третьих, деятельность по строительству автомобильных дорог муниципального назначения;
- в-четвертых, организация строительства сооружений на автомобильных договорах муниципального назначения.
В сферу контроля органов муниципального управления включается не только дорожное и жилищное строительство, но и промышленно-коммунальное, потребительское, социально и инженерно-коммуникационное строительство.
Современное жилищное строительство основывается на применении новейших современных строительных технологий и новаторских строительных материалов. Строительные предприятия оперативно воспринимают передовой зарубежный опыт строительства, осуществляют закупку импортных строительных материалов, стремясь к высокому качеству строительных работ и ускорению строительных процессов.
Основу муниципального управления строительной деятельностью составляют проекты, подразумевающие формирование документации, отражающей специально разработанную и описанную с технической точки зрения модель объекта строительства.
Проект строительства включается в себя работы на протяжении всего строительного процесса, включающего в себя ряд этапов:
- Прединвестиционный, на котором обосновывается целесообразность проекта и дает оценка его инвестиционной привлекательности;
- Проектный, на котором осуществляют разработку, согласование и утверждение проектно-изыскательской документации по объекту строительства;
- Строительный, на котором осуществляется практическая реализация проекта в форме создания объекта;
- Эксплуатационный, на котором осуществляется практическое использование результатов строительного процесса и окупаются инвестиции;
- Заключительный, на котором осуществляется закрытие проекта.
Российское государство ориентировано на осуществление рыночной деятельности в строительной сфере, следовательно, оно стремится к минимизации государственного и муниципального участия в строительном процессе, особенно в части его финансирования.
Основу организации строительной отрасли составляют институциональные преобразования, направленные на привлечение частных инвесторов и застройщиков. Эти же ориентиры устанавливаются и для муниципальных властей при формировании строительной политики муниципального образования.
В качестве планируемых мер совершенствования муниципального управления строительством предполагается:
- установление прогрессивных строительных правил и норм, адаптированных к современным требованиям по строительству объектов;
- снижение уровня бюрократизма при получении разрешений на строительство;
- окончательный переход к конкурсному отбору не только генеральных подрядчиков, но и субподрядчиков и поставщиков строительных материалов при осуществлении строительства с привлечением муниципальных средств.
Указанные мероприятия позволят повысить эффективность муниципального управления строительством и ценность муниципального строительства.
В настоящее время практическая реализация муниципального управления в строительстве осуществляется с помощью специализированного органа муниципальной власти – управления капитальным строительством, который в случае строительства:
- с привлечением муниципальных средств выступает в качестве заказчика;
- без привлечения муниципальных средств выполняет координационные, согласовывающие и контролирующие функции.