Государственное регулирование потребительского рынка и сферы услуг субъекта Российской Федерации – это действия государственной власти федерального и регионального уровня по формированию условий, обеспечивающих функционирование потребительского рынка и сферы услуг в регионах, а также контроль их деятельности.
Сущность потребительского рынка и сферы услуг и необходимость их государственного регулирования
Потребительский рынок – это разновидность рынка, обеспечивающего конечных потребителей необходимыми товарами услугами в соответствии с их спросом на них.
Специфическим сегментом потребительского рынка является сфера услуг, предлагающая потребителям нематериальные блага и услуги с целью удовлетворения их потребностей духовного, культурного и иного содержания.
С точки зрения рыночной экономики вмешательство государства в регулирование любого вида рынков, включая сферу оказания услуг, нецелесообразно.
Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм, достигающий равновесия за счет соотношения и сбалансированности спроса и предложения. Однако на текущий момент ни одно государство не может полностью дистанцироваться от государственного регулирования экономики, в том числе в отношении потребительского рынка и сферы услуг.
Необходимость государственного вмешательства в регулирование потребительского рынка и сферы услуг обусловлена тем, что рыночная экономика не учитывает социальные аспекты обеспечения населения необходимыми благами и услугами даже при условии отсутствия средств на них.
Иными словами, задача государственного регулирования рынка состоит в преодолении несовершенств рыночной экономики и использовании ее для решения социальных задач.
Кроме того, государственное регулирование потребительского рынка и сферы услуг призвано обеспечить минимизацию негативных последствий для населения и хозяйствующих субъектов в кризисные периоды экономического развития государства и его регионов.
Сущность государственного регулирования региональных потребительских рынков и сферы услуг
Государственное регулирование потребительского рынка и сферы услуг регионов подразумевает применение совокупности законодательных, исполнительных и контрольных мер в отношении субъектов, функционирующих на этих рынках, и отношений, возникающих между ними в процессе товарного обмена.
Государственное регулирование потребительского рынка и сферы услуг в регионах нацелено на решение стратегических и тактических задач. В качестве приоритетных стратегических задач государственного регулирования потребительского рынка и сферы услуг выступает обеспечение социальной и экономической стабильности потребительского рынка и сферы услуг, достижение экономической безопасности и формирование конкурентной среды. К числу тактических задач государственного регулирования потребительского рынка и сферы услуг в регионах можно отнести защиту частных и общественных интересов.
Правовую основу государственного регулирования потребительского рынка и сферы услуг региона создал Указ российского Президента «О свободе торговли», основное назначение которого состояло в:
- развитии потребительского рынка;
- стимулировании конкурентной борьбы;
- противодействии монополизму розничной торговли;
- формировании условий развития посреднической и торговой деятельности посредством либерализации ценовой политики.
На сегодняшний день правовое регулирование потребительского рынка и сферы услуг осуществляется преимущественно федеральным законодательством в разрезе разнообразных нормативных актов, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако на сегодняшний день существуют проблемы с данным регулированием, поскольку законодательство в определенной мере не успевает за скоростью развития потребительского рынка и сферы услуг. На сегодняшний день одним из наиболее существенных пробелов правового регулирования потребительского рынка является сфера электронной торговли.
На региональном уровне также осуществляется нормативное регулирование потребительского рынка и сферы услуг, но в значительно меньших объемах. региональные власти формируют и реализуют инвестиционные программы, призванные привлечь участников потребительского рынка в регион, предоставляют налоговые льготы в пределах, допускаемых федеральным законодательством, принимают меры для социальной защиты нуждающихся в этом слоев населения региона.
Потребительский рынок и сфера услуг региона представляет собой действующую модель, на основе которой разрабатывается и реализуется социально-экономическая политика региона. Демократические страны, к числу которых принадлежит и Россия, декларирует государственную политику в условиях рынка как социально ориентированную, приоритетом в рамках которой признается ее население, выступающая в роли потребителя. Потребительский рынок и сфера услуг выступают показателем уровня экономического развития и социального положения населения региона. Это обуславливает значимость потребительского рынка и сферы услуг как объекта государственного регулирования на федеральном и региональном уровне.
При реализации государственного регулирования потребительского рынка и сферы услуг регионов требуется применения системного подхода к решению экономических проблем и управлению данным видом рынка. Потребительский рынок и сфера услуг выступают субъектом, обеспечивающим взаимодействие различных отраслей экономики и конечных потребителей, являясь при этом автономной системой с урегулированным порядком взаимодействия его участников.
Государственное регулирование потребительского рынка и сферы услуг регионов обеспечивает сбалансированность интересов всех их участников.
Государственное регулирование потребительского рынка и сферы услуг осуществляется как прямыми методами, к числу которых относят, например, функционирование на этом рынке государственных предприятий, так и косвенными методами в виде установления налоговых инвестиционных льгот, специальных налоговых режимов и так далее.