Сущность и назначение приказной бюрократии
Приказы – это органы управления, существовавшие в XVI-XVIII веках в русском государстве.
Деятельность приказов реализовалась в форме приказной бюрократии, принадлежащей к правящему слою русского общества и признававшейся неподатным сословием. Приказная бюрократия характеризовалась определенной иерархией, которая устанавливала социальный статус и наделяла материальным обеспечением каждого государственного служащего.
В качестве высшего звена приказной бюрократии выступали думные дьяки. Эти должностные лица являлись членами Боярской думы, в их обязанности входило присутствие вместе с боярами в «сидении» государя, представление докладов относительно работы своих приказов, высказывание своего мнения по различным вопросам. Именно эти должностные лица в XVI веке возглавляли приказы. На них возлагалось руководство наиболее важными приказами, в том числе разрядным, посольским, поместным. Главой этих приказов выступал государь. Осуществлять деятельность думным дьякам помогали вторые дьяки, на которых возлагалось роль товарищей или помощников. Также в структуру приказной бюрократии включались «палатные» или «избные» дьяки. Численность этих должностных лиц определялась значением приказа и масштабами его делопроизводства.
Должность дьяков существовала и на уровне местных учреждений в крупных городах, являвшихся центрами земель или областей.
Управление приказами осуществлялось на коллегиальной основе. Во главе приказа находились судьи, что было обусловлено исполнением ими и судебной функции. Дьяки приказа включались в состав судейской коллегии.
Дьякам подчинялись подьячие. Всех подьячих можно разделить на три вида:
- старые подьячие, на которых во главе с дьяком возлагалось руководством составлением документации;
- средние подьячие, в обязанности которых входило непосредственное составление текста документа, наведение справок в архивах приказа или иных приказов;
- молодые подьячие, в обязанностях которых входило осуществление технической работы, то есть переписывание документации с учетом исправлений дьяков или старших подьячих.
Аналогичный порядок распространялся не только на центральные приказы, но и на местные правительственные учреждения, в ведении которых находилось управление городами и уездами. Такие органы местного управления назывались приказами, судами, губными и земскими избами.
В состав приказов кроме подьячих и дьяков включались сторожа и приставы. Например, в обязанности сторожей Посольского приказа входило сопровождение дипломатов других государств, приставы были призваны осуществлять разбор судебных дел, которые находились в ведении конкретного приказа. В Посольском приказе также несли службу переводчики, именуемые толмачами, золотописцы, которые расписывали краской и золотом грамоты.
Специфика функционирования приказной бюрократии
Численность служащих приказов существенно разнилась – от нескольких человек до нескольких сотен человек. К примеру, численность Посольского приказа достигала нескольких десятков человек, в Разрядном служило более сотни человек, Поместный приказ включал несколько сотен служащих.
К работе и поведению приказных служащих предъявлялись определенные требования. Приказные служащие приносили присягу при вступлении в должность. Согласно присяге служащий обещал хранить верность государю, следовать требованиям, предъявляемым к занимаемой должности – хранение секретов, охрана государственного имущества и казны, отказ от подделки документов и получения взяток, проявление справедливости и внимательности к населению и прочее.
При укомплектовании приказов проводилась процедура аттестации, в ходе которой разбиралась деятельность отдельных чиновников, результатом которой часто являлась отставка их от занимаемой должности. В ходе аттестации давалась оценка профессиональной пригодности служащего, на основе которой принималось решение о дальнейшей судьбе этого служащего. Обязанность проведения разборов налагалась на компетентных дьяков и выступала в качестве действенного способа оптимизации состава приказов.
Неукоснительным требованием к работе в приказах были безупречность исполнения работы, соблюдение трудовой дисциплины. Служащие, соответствующие этим требованиям, стимулировались путем моральных и материальных поощрений, а также карьерного продвижения по служебной лестнице.
При каждом приказе действовало несколько палат. Одна из палат в обязательном порядке осуществляла хранение казенных денег, в ней же заседали судьи, их товарищи и главный дьяк. В обязанности остальных дьяков входило ведение «столами», которые представляли собой отделения. В рамках крупных приказов осуществлялось деление «столов» на «повытья».
Подьячие осуществляли делопроизводство. Их труд занимал время от утра до ночи. Присутственные часы не позволяли в полном объеме выполнить работу подьячих. В отношении нерадивых подьячих, отлынивавших от своих обязанностей, применялись различные наказания, в том числе привязывание к стулу за ноги.
Работа подьячих оплачивалась путем выплаты денежного жалованья, величина которого колебалась от 1 до 60 рублей в год. В исключительных случаях подьячие наделялись поместными окладами от 250 до 350 четвертей земли. Те подьячие, которые получали жалование, назывались «верстанными», другие «неверстанными». Численность и тех, и других была примерно равной.
Те подьячие, которые не получали жалованья, кормились за счет просителей. Добиться чего-то от «московской волокиты» можно было только с помощью «посула».
Особое место в приказной бюрократии занимали площадные подьячие, которые сидели в палатке на Ивановской площади Москвы или в иных городах на торговых площадях. Эти подьячие не входили в систему государственных служащих, а зарабатывали пером, то есть сочинением челобитных и ходатайством по частным делам.