Людвиг Фейербах является представителем немецкого материализма. Сан он был коммунистом и атеистом в своих мировоззренческих позициях. Его учения и лекции дали начала развитию мировоззрения К. Маркса.
Философские взгляды
Философская традиция Фейербаха потерпела несколько изменений на протяжении всей своей истории. Лучше всего эта трансформация описывается самим автором: «Бог являлся моей первой мыслью, второй являлся разум, а третьей и последней – человек. Субъектом божества является разум, а субъектом разума – человек».
Изначально он разделял теологические взгляды на мир, после перешел к заинтересованности в философии Гегеля. Заключительным этапом становления его мировоззрения стал переход к сенсуализму в теории познания и к антропологической позиции в религии.
Фейербах убежден в том, что именно чувственное восприятие является единственным источником подлинного знания. Вследствие этого он постепенно отрекается от наличия абстрактных понятий и признает истину в конкретном и единичном.
Таким образом, мыслитель повторяет философию сенсуалистов. Он не останавливается на детальных изучениях чувственного восприятия. Тем не менее, он, наряду с Гегелем, глубоко убежден в могуществе человеческого разума, в возможности необходимого и всеобщего познания.
Туизм
Иной не менее значительной особенностью философского познания Фейербаха является учение о туизме. Достоверность бытия у Фейербаха достигается лишь посредством доступности личного ощущения человека, реальностью для другого.
Так, философская традиция Фейербаха довольно сильно сближается с философией новейших немецких позитивистов. Это и общественное доказательство подлинности внешнего мира, которое вмещает в себе аспекты мировоззрения материализма Фейербаха.
Важную ступень духовного развития человека у Фейербаха занимает этическое учение и религиозная проблема, как преобладающая. В этой стезе он вмещает более детальное описание важнейших аспектов нашего развития.
Этика Фейербаха
Важно отметить, что этическое учение берет за свой объект человеческую волю. Тем не менее, где нет побуждения, там нет и воли, а где не существует побуждения к счастью, то там напрочь отсутствует любое побуждение.
«Нравственность без блаженства являет собою слово без смысла». На вопрос касательно стремления к собственному блаженству в нас возникает полностью противоположное желание самоограничения, альтруизма и служения другим. Фейербах полагает, что сущность нравственности исходит из блаженства целостного, а не одиночного, в многостороннем блаженстве, которое распространяется на других людей.
Идея связанности индивидуального стремления к счастью и стремления к счастью иных людей, должна сформироваться еще в «раннем» человеке: «тумаки и щипки братьев и сестер научат его тому, что стремление к счастью чужого, не личного также имеет право на существование и воплощение в жизнь.
Противоположность, которая возникла между долгом и склонностью является несомненной и важнейшей с позиции нравственности. Тем не менее, она не является абсолютной. Чувство долга произрастает на почве склонностей. В конечном счете, важно помнить, что исполнение долга приводит к счастью. Только это не означает, что исполнение долга сопровождается счастьем. Чувство долга и импульс к счастью являются изменчивыми факторами.
Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.