Философы средних веков утверждали, что человек – образ и подобие Бога. Но история первородного греха привела к тому, что человеку свойственна двойственность: божественное начало и материальное. В нем противоречиво соединяются душа и тело, где плоть – место страстей и желаний. Аврелий Августин утверждал, что смысл жизни человека лежит в спасении души и что только вера в бессмертность души помогает человеку бороться с суровой реальностью. Иисус Христос – олицетворение человеческой и божественной природы, таким образом человек способен к внутреннему приобщению к божественной благодати. Именно это является причиной того, почему человек стремится освободиться от оков дьявола и постичь свет божественный. Благодаря тому, что Иисус пожертвовал собой, человечество получило возможность откупиться о первородного греха и спастись в Судный День. Обязанность каждого человека – нести ответственность за содеянное, соизмерять свои поступки с заповедями. Средневековая антропология сводит человека не к субстанции или всеобщей природе, а представляет его как личность, обладающую богатым духовным миром.
Идея «сверхчеловека»
Идея «сверхчеловека» находит свое развитие и в русской религиозной философии. Средневековая философия провозглашает человека, в социальном плане, пассивным участником порядка, установленного Богом. В отличии от богов в античности, в христианстве Бог – трансцендентный творец и представляет собой творческое начало. Главная цель жизни человека – приобщиться к Богу. Христианская философия гласит, что каждый человек отвечает сам за себя перед Богом.
Ярким представителем христианской философии является Августин Блаженный. Центральный элемент в философии Августина – воля, которую он связывает с любовью. Именно она играет важнейшую роль в нравственной жизни человека.
Так, Августин ставит любовь выше теории, веру – выше знания, живую надежду – выше рациональной уверенности. Августин утверждал, что отцом истины, мудрости, добра и красоты является Бог, создавший человека, как и все сущее, «из ничего». Однако мыслитель убежден, что Бог создал людей и разделил их на две категории – тех, кто будет счастлив и тех, кто обречен на вечные муки. Первые получат Рай, в то время как вторых ожидает Страшный суд.
Корни его учения о человеке восходят к Платону. Человек представляет собой противоположность тела и души, являющихся независимыми. Но именно душа – причина, по которой человек становится человеком. Однако Августин говорит также и развитии о человеческой личности, которое он освещает в «Исповеди». Эта книга повествует о становлении автора как личности. В ней говорится и о потаенных глубинах бездны души. Экзистенциализм попал под влияние учения Августина, говоря о нем как о своем предшественнике.
Фома Аквинский, в отличие от Августина, обосновывает христианское учение о человеке философией Аристотеля. Человека он рассматривает как существо промежуточное между ангелами и животными, представляющим собой единство тела и души, однако определяющим сущность человека он называет именно душу. Аквинский утверждает, что душа — нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.
Фома помещал человека между миром животных и ангелами; человек выше животных, но ниже ангелов. Божественное провидение закрепило:
- за одними людьми сельскохозяйственный труд,
- за другими – ремесла,
- за третьими – умственную деятельность
- и т.д.
Нет материи вообще без конкретного материального носителя, пет "человека вообще" без этого человека.