Организация планирования деятельности – это процесс определения целей, задач предприятия на перспективу и выработка способов их достижения.
Планирование деятельности компании
Планирование присуще любому предприятию независимо от формы собственности. Организация планирования работы компании включает: определение принципов, приоритетных целей, учет факторов, а также конъюнктуры рынка, обеспечение взаимосвязи показателей, контроля за реализацией планов. Основу процесса планирования составляют знания и использование объективных законов экономики, закона стоимости, законов рынка.
Началом процесса планирования является ясное понимание необходимости работы в направлении эффективного развития. Успех плана зависит от множества факторов, перечислим некоторые из них:
- Качество целеполагания в ключевых вопросах модернизации процессов работы компании на основании изучения предыдущего, настоящего и будущего развития, а также успешности реагирования на изменения окружающей среды;
- Качество предварительного анализа работы компании и ее ценовой политики, рыночной среды, конкурентов, движения товаров и т.д.;
- Правильная оценка конкурентоспособности компании;
- Выбор и реализация стратегии развития, позволяющая повысить конкурентоспособность.
Основным содержанием планирования в качестве функции управления предприятием является обоснованное определение важнейших направлений деятельности и дальнейшего развития при учете материальных источников и рыночного спроса.
Организация планирования работы компании включает разработку комплекса действий по достижению конкретных целей, но с учетом возможностей эффективного использования имеющихся ресурсов каждого подразделения и фирмы в целом.
Планирование представляет собой одну из функций управления, при которой определяются цели организации и пути их достижения. Именно с помощью планирования руководство компании пытается установить ключевые направления работы и принятия решений, которые позволят обеспечить единство целей для каждого сотрудника. Планирование занимает главное место в управлении, поскольку воплощает в себе организующее начало процесса реализации намеченных целей.
Задачи процесса планирования заключаются в определении перспектив изменения окружающей среды компании, формировании целей и стратегии дальнейшего развития, определении первостепенных действий для их воплощения.
Фирма, являясь участником рыночной системы, вынуждена следовать ценовому механизму, законам спроса и предложения. Между тем, внутренняя среда каждого предприятия отличается сознательными действиями и решениями предпринимателей и менеджеров.
Планирование – это естественная часть менеджмента. С данной позиции планирование дает ответы на следующие вопросы:
- В каком положении находится фирма в данное время? Устанавливается экономическая позиция компании, итоги и условия деятельности, проводится оценка сильных и слабых сторон в важнейших областях, таких как: финансы, производство, маркетинг, трудовые ресурсы, научные исследования, с целью определения реальных перспектив фирмы.
- В каком направлении фирма хочет идти? Осуществляя оценку конкуренции, клиентов, законов, политических фактов, экономических условий, технологий, снабжения, руководство определяет характер целей организации и возможные препятствия на пути их достижения.
- Каким образом и с помощью каких ресурсов фирма сможет достичь поставленных целей? В данном случае выявляются функции и обязанности персонала компании.
Этапы планирования
Планирование деятельности фирмы проводится в несколько этапов:
- На первом этапе определяются цели и задачи;
- На втором этапе осуществляется прогнозирование внешней среды, в которой данные цели должны быть достигнуты;
- На третьем этапе планируются способы достижения целей;
- На четвертом этапе осуществляется контроль достижения поставленных целей посредством сопоставления фактических и плановых показателей деятельности.
Планирование всегда опирается на данных прошлых периодов, но стремится выявить характер развития и контролировать организацию в перспективе. Именно поэтому надежность планирования в большинстве своем зависит от точности прошлых фактических показателей. Данную точность невозможно обеспечить без бухгалтерского учета и большой статистической базы, полученной при помощи управленческого учета.
Классификация планирования деятельности предприятия
Рассмотрим классификацию планирования.
С позиции обязательности плановых заданий планирование бывает:
- Директивным, решения которого имеют обязательный характер;
- Индикативным, при котором план не обязателен к исполнению.
В зависимости от сроков, на которые составляется план, и степени детализации расчетов различают:
- Долгосрочное планирование (более 5 лет);
- Среднесрочное (на 1-5 лет);
- Краткосрочное (на год, полугодие, квартал, месяц и т.п.).
По характеру плановых решений различают:
- Стратегическое планирование, которое ориентировано на долгий срок и устанавливает ключевые направления развития компании;
- Тактическое, которое представляет собой процесс создания предпосылок для воплощения новых возможностей;
- Оперативно-календарное, являющееся завершающим этапом в процессе планирования. Задача оперативно-календарного планирования состоит в конкретизации показателей данного тактического плана, чтобы организовать планомерную повседневную и ритмичную работу структурных подразделений и всего предприятия в целом.