Факторы развития электронной экономики
Сеть интернет все активнее врывается в жизнь общества и государства. Без интернета уже невозможно представить производственные процессы, сферу торговли и услуг, а также бытовую деятельность. Люди чаще стали заказывать услуги в интернете, искать необходимые товары для дома, выбирать домашних питомцев при помощи специальных сайтов и т.д.
Все это привело к быстрому формированию так называемой электронной экономики или ее можно еще назвать электронной коммерцией.
Основными аспектами появления и распространения электронной экономики можно считать:
- Активный рост электронных операций в сети интернет. Это обусловлено доступностью операций, связанных с покупками, оплатой услуг, через разнообразные сайты и порталы сети интернет;
- Совершенно новая площадка для участников производственного и торгового процесса. Через такую площадку в условиях и с помощью возможностей электронной экономики можно реализовывать быстрый и качественный обмен информации, и надо отметить, что в некоторых случаях, недорогой, что важно в экономических условиях рынка;
- Быстрый рост рабочих мест в различных сферах деятельности. Электронная экономика дает возможность открывать бизнес, имея даже минимальные вложения, то есть начальный капитал, который столь важен при реализации предпринимательства. Следовательно, это приводит к формированию большого сегмента малого бизнеса, где задействовано много людей, которые работаю сами, и нанимают персонал.
Развитие рынка электронной экономики вызвало зарождение нового актуального понятия – электронная коммерция.
Электронная коммерция – это ведение бизнес процессов, связанных преимущественно с торговлей разнообразными товарами и услугами через электронные системы.
Электронная коммерция, в отличие от электронной экономики предполагает виды деятельности, которые направлены только на получение прибыли, тогда как электронная экономика предполагает и другие цели политического, финансового и общественного значения.
Итак, основной особенностью электронной экономики является то, что она связана с интернет ресурсами, то есть операциями через интернет на предмет купли – продажи товаров и услуг, быстрому развитию предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и т.д.
Недостатки электронной экономики
Электронная экономика имеет достаточно много положительных моментов, она позволяет развиваться малому предпринимательству, что на сегодняшний день необходимо нашей экономике, развивать рынок по средствам новой конкуренции, снижать цены на товар, оставляя при этом качество и т.д.
Однако на сегодняшний день она имеет и ряд недостатков, которые мешают ей развиваться и быстро адаптироваться на российском рынке, к основным таким недостаткам можно отнести:
- Нет нужного и качественного технического, а также информационного обеспечения для развития электронной экономики. Наша страна не находится в топ стран по развитию научно-технического прогресса, поэтому реализацию электронной коммерции затруднена;
- Нет правовой толковой базы в конфликтных вопросах по электронной экономике. Правовая защита в этой области имеет множество «дыр», поэтому, прежде всего, необходимо начинать с разработки и переработки этих направлений, чтобы поднять защиту проводимых операций;
- Отсутствие контролирующих и органов по координации всех действий по электронной экономике. Так как это новый вид экономического взаимодействия, он развивается в рыночных условиях практически сам по себе, правительство лишь разрешает текущий перечень проблем, которые возникают в процессе реализации такой экономики. Хотя, этот подход не поможет развить данное направление, а, наоборот, позволит нарастить целый ряд проблем. Необходимо назначить органы, которые будут отвечать за сектор электронной экономики, изучать его, анализировать, предлагать идеи по дальнейшему развитию и обеспечению нужными ресурсами.
Рынки электронной экономики
Электронная экономика охватывает все рыночные механизмы и всех участников рынка, поэтому сказать, какой рынок не охватывает подобная экономика, достаточно сложно. Однако можно разделить все рынки электронной экономики на большие сегменты.
Итак, к рынкам электронной экономики можно отнести:
- Рынок банковских структур. Этот рынок самый крупный, так как все банки являются первопроходцами электронной экономики, без них практически все операции в сети интернет были бы невозможны. Банки создают и поддерживают условия для развития и становления электронной экономики в мире, причем не, только на внутренних рынках, но и на внешних, совершая различного характера финансовые операции с электронными деньгами. Банки также выступают неким гарантом в этой области, обеспечивая безопасность электронных финансовых операций;
- Рынок потребителей электронных услуг. Без данного вида рыка вся электронная экономика была абсолютно бессмысленна. Рынок потребителей формируется преимущественно из молодежи и людей среднего возраста, способных быстро адаптироваться к новейшим электронным и информационным системам. Данный рынок становится все больше, тем самым укрепляя становление электронной экономики по всему миру;
- Рынок производителей. Данный вид рынка снабжает электронную экономику товарами, которые продаются и формируют спрос в сети интернета. Товары электронного рынка, в большей степени, такие же, как и на обычном рынке, только продажа осуществляется по средствам электронной коммерции, тем самым давая дополнительное преимущество в системе сбыта для производителей, делая их финансовую деятельность более устойчивой и прибыльной. Данный рынок с каждым годом растет, так как все больше производителей создают сайты со своим товаром в интернете и принимают заказы по средствам электронных систем.
Таким образом, рынки электронной экономики играют большую роль в развитии и формировании данного вида экономики. Надо заметить, что рынки потребителей, производителей, а также банковский сектор растут, что говорит о положительной тенденции в вопросах становления и эффективной работы электронной коммерции и экономике в целом.