Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Маркетинговая деятельность библиотеки

Сущность библиотечного маркетинга

Изменения, затронувшие все сферы общественной жизни в последние три десятилетия, привели к поиску новых форм организации библиотечной деятельности и управления процессами, лежащими в основе изучения и удовлетворения информационных и культурных запросов пользователей.

С 1990-х годов в библиотечную сферу активно внедряются маркетинговые стратегии управления, реализация которых позволяет осуществлять библиотечную деятельность более качественно и эффективно. Суть маркетинга заключается в изучении спроса, формирующегося на рынке, а также в активном воздействии на него с целью получить определенный прогнозируемый тип потребительского поведения. Зародившись в недрах рыночной экономики и первоначально удовлетворяющий только ее потребностям, маркетинг вскоре стал универсальным управленческим инструментом, позволяющим оптимизировать те сферы деятельности, которые направлены на обеспечение удовлетворения запросов потребителей в разных сферах жизни.

Применение маркетинговых концепций в области библиотечного обслуживания позволяет выстроить работу в системном ключе, основываясь на анализе читательских потребностей и согласовывая перспективные цели и задачи библиотечно-информационного обслуживания с их максимальным удовлетворением.

Модель маркетинговой деятельности библиотек можно представить как систему этапов осуществления разных видов деятельности:

  1. Определение миссии библиотеки в обществе, а также постановка целей и задач текущей деятельности.
  2. Изучение читательских потребностей и интересов.
  3. Анализ возможностей, которыми обладает библиотека для удовлетворения этих запросов.
  4. Сегментация деятельности библиотеки для максимально полной реализации поставленных целей, индивидуализация процессов обслуживания пользователей.
  5. Позиционирование библиотеки на рынке культурных и информационных ресурсов, создание имиджа, привлекательного для разных категорий пользователей.
  6. Эффективное выполнение пользовательского заказа.
  7. Анализ и оценка деятельности, поиск путей улучшения ее эффективности.
«Маркетинговая деятельность библиотеки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенностью маркетинга в библиотеке является то, что он носит некоммерческий характер, то есть не нацелен на получение непосредственной финансовой выгоды от оказываемых услуг. Это позволяет библиотечному маркетингу оставаться социально ориентированным и вместе с тем искать пути оптимизации расходов и пополнения бюджета за счет оказания платных услуг.

Библиотечный маркетинг включает ряд составляющих: он может касаться популяризации ресурсов библиотеки, ее локации, значения в культурном сегменте рынка, ведущих специалистов и так далее.

Этапы маркетинговой деятельности библиотек

Библиотечный маркетинг осуществляется как комплексная управленческая организационная деятельность, связанная с реализацией ряда этапов:

  1. На первом происходит определение маркетинговой концепции деятельности библиотеки: она определяет свой сегмент "рынка" и проводит его изучение. Применительно к сфере библиотечного обслуживания это сбор и систематизация информации о пользователях и потенциальных читателях, определение их количественно-качественного состава и прироста новых пользователей. Специалисты изучают читательские интересы и потребности пользователей, их запросы и предпочтения, в том числе и в сфере дизайна, организации библиотечной среды и проч.
  2. На следующем этапе происходит определение направлений деятельности библиотеки в соответствии с целями максимального удовлетворения запросов. Так как в библиотечном маркетинге большую роль играет планирование, то на этом этапе также происходит разработка необходимой документации, определение характера и качества будущих информационных продуктов, которые планируют предоставить пользователям.
  3. На третьем этапе и четвертом этапах происходит поиск и формирование необходимой ресурсной и технологической базы. Это относится к материально-техническим, кадровым, финансовым ресурсам, которые нужны для осуществления информационно-библиографического обслуживания.
  4. Впоследствии осуществляется выпуск продукции, проведение мероприятий, выставок, то есть работа по удовлетворению читательских запросов в интеллектуальной, культурной, досуговой сферах.
  5. Последующие этапы связаны с оценкой деятельности, определением критериев ее успешности и эффективности, выявлением слабых сторон и корректировкой основных направлений работы.

Маркетинговые исследования в библиотеке

Важным аспектом внедрения маркетинговых практик в управление библиотечными процессами является анализ различных направлений деятельности библиотеки. В сферу маркетинговых исследований попадают следующие стороны информационного обслуживания:

  1. Анализ потребностей и запросов пользователей, который проводится с использованием разных методов: наблюдений, беседы, анкетирования, изучения библиотечной документации. Такое исследование позволяет не только понять сферу интересов пользователей, но и увидеть, насколько им реально соответствуют ресурсы библиотеки.
  2. Изучение библиотечной среды и окружения, в котором библиотека функционирует. Это позволяет сделать вывод о привлекательности библиотеки и ее имиджа для читателей, определить конкурентов в данном сегменте культуры и прогнозировать дальнейшее поведение пользователей.
  3. Исследование ресурсной базы, а также продуктов библиотеки, услуг, которые она оказывает, позволяет оценить их с точки зрения востребованности, эффективности, качества. Специалисты получают важную информацию о том, как оптимизировать производственные расходы путем сокращения невостребованных продуктов и услуг и перераспределить ресурсы в пользу тех видов обслуживания, которые действительно необходимы пользователям.
  4. Кадровый маркетинг связан с изучением рынка труда и позволяет учреждению культуры искать наиболее квалифицированных специалистов и привлекать их к работе с читателями.
  5. Маркетинговые исследования в сфере социального партнерства позволяют найти организации, готовые сотрудничать с библиотекой, и выстроить перспективную совместную работу по удовлетворению информационных потребностей пользователей. Например, библиотека может пригласить специалиста в какой-либо отрасли (педагогика, медицина, дизайн и проч.), у которого заинтересованные пользователи могут получить необходимую информацию

Таким образом, библиотечный маркетинг как организационная модель управления информационными процессами, является эффективным направлением совершенствования библиотечной деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot