Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование комплекса маркетинга в современной библиотеке

Концепция маркетингового управления в современной библиотеке

Определение 1

На сегодняшний день маркетинг в библиотеке представляет собой особую организационно-управленческую модель, которая ставит перед собой цель изучить запросы и потребности пользователей в сфере информационных, образовательных, культурных услуг и удовлетворить их в полной мере, эффективно используя имеющиеся ресурсы.

Концепция маркетинга в деятельности библиотеки базируется на реализации модели управления, которая включает следующие аспекты:

  1. Формулировка социальной миссии библиотеки, а также перспективных целей ее деятельности и ближайших задач, позволяющих поэтапно продвигаться к поставленной цели.
  2. Анализ исходного состояния библиотеки и ее ресурсной базы: документационной, финансовой, технической, кадровой, управленческой.
  3. Выявление особенностей рынка (сферы услуг), в которых функционирует библиотека, с анализом сильных и слабых сторон своей и чужой деятельности на этом «рынке».
  4. Сегментация состава пользователей с целью определить группы пользователей для создания условий дифференцированного обслуживания.
  5. Планирование работы, связанной с производством библиотечно-библиографической продукции и оказанием услуг в сфере информационно-культурного обеспечения.
  6. Продвижение услуг библиотеки через рекламу и налаживание эффективных связей с общественностью.
  7. Реализация деятельности, а также оценка ее результативности.

Формирование комплекса маркетинга в современной библиотеке

Становление и развитие маркетинговой концепции управления библиотекой базируется на модели взаимодействия пользователя и библиотеки, которая учитывают ориентацию на спрос, полезность, эффективность и конкурентоспособность предоставляемых библиотекой услуг.

Формирование маркетинговых стратегий управления библиотекой происходит в следующем порядке:

  1. Анализ исходной сферы функционирования библиотеки и потребностей, которые имеются в данном секторе. Применительно к библиотеке речь идет об исследовании запросов, ожиданий потенциальных пользователей, которые будут обращаться к услугам библиотеки для удовлетворения своих потребностей в образовании, самообразовании, культурно-досуговой деятельности.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности, востребованных пользователем, и проектирование перечня библиотечных продуктов и услуг, которые будут основой работы библиотеки.
  3. Поиск и аккумуляция ресурсов, необходимых для осуществления запланированной деятельности. К ним относят материально-техническое обеспечение, финансы, подготовку кадров и проч.
  4. Технологическое обеспечение процесса деятельности, предполагающее развитие и усовершенствование производства продуктов библиотечно-библиографического характера, а также методов оказания информационно-библиотечных услуг.
  5. Создание продуктов, а также моделей услуг, которые были запланированы, и их первичная выборочная апробация для первоначальной оценки эффективности.
  6. Аккумуляция ресурсов и создание банка услуг (продуктов) для повышения качества обслуживания.
  7. Реализация продуктов и услуг, а также консультирование и обучение пользователей при необходимости.
  8. Анализ результативности и создание планов развития, ориентированных на достижение новых качественных и количественных параметров эффективности.
«Формирование комплекса маркетинга в современной библиотеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Последние этапы важны в системе маркетинговой деятельности, так как они позволяют получить обратную связь от пользователей, оценить эффективность применяемых методов и приемов осуществления деятельности и внести коррективы в работу.

Таким образом, эффективная концепция маркетингового управления базируется на следующей триаде:

  1. Изучение «рынка», то есть потенциала информационной среды, в которой функционирует библиотека, и ее возможностей в этом информационном поле.
  2. Анализ ресурсной обеспеченности в плане организационно-управленческой, кадровой, технической, финансовой готовности к осуществлению деятельности.
  3. Построение приоритетных функций и направлений работы.

Важными составляющими успешности маркетинговой деятельности можно считать следующие параметры:

  1. Системный подход к оценке деятельности библиотеки.
  2. Комплексный характер планирования и оценки результатов деятельности.
  3. Варьирование форм и методов работы.
  4. Постоянный мониторинг качества деятельности и своевременная коррекция недочетов.
  5. Налаживание устойчивой обратной связи с пользователями, позволяющей получить информацию о библиотечных продуктах и услугах.
  6. Ориентация на специфические условия функционирования информационной среды, зависящие от территориального расположения библиотеки.

Сущность применения маркетинга в библиотечных процессах заключается в опережении читательского спроса на основе научного прогнозирования и изучения информационного рынка и управление этим спросом для успешной реализации своих продуктов и услуг.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot