Лужицкая культура – прародина славян
Языковые и племенные различия внутри индоевропейского населения Европы кристаллизовались очень медленно. Не было еще четких границ на этнической карте Европы, хотя была уже середина II тыс. до нашей эры.
Первая в европейской истории пограничная черта была проведена в Греции, она отделила эллинов от варваров. К северу от нее находился варварский мир, который объединялся на основе близости религиозно-символических представлений о жизни.
В основе этих представлений лежал солнечный культ. Солнечная символика была представлена в виде концентрических кругов, крестов, колес, лебедей, бычьих рогов.
Очистительный огонь погребального костра символизировал смерть, и горстка человеческого пепла в сосуде ставилась в середину круга из камней, который был магическим знаком солнца. Эта культурно-историческая общность получила название полей погребальных урн.
Она существовала в Средней Европе с XVI-VII вв. до нашей эры. Специалисты предполагают, что основные этносы древней Европы завершили свое формирование в границах этой культуры.
Народы, пришедшие в Западную и Южную Европу, происходили с территории, которую занимала культура полей погребальных урн. Из данной культуры примерно в 1300-1100 гг. до нашей эры выделилась лужицкая культура. Ареал ее распространения охватывал бассейны Одера, Вислы, правый берег Эльбы.
Первые артефакты этой культуры были найдены в местечке Лужица, между Одером и Вислой. От названия этого и получила свое название данная культура.
Рисунок 1. Лужицкая культура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Племена лужицкой культуры были скотоводами и земледельцами, для пахоты они уже применяли плуг.
С высоким мастерством они изготавливали бронзовые мечи, серпы, топоры, а в IX в. лужичане научились обрабатывать железо. Свои жилища они воздвигали из вертикально вкопанных столбов с плетнем, который обмазывали глиной – это были так называемые «столбовые дома».
Поселки окружали земляными валами. Умерших продолжали хоронить в погребальных урнах.
В античную эпоху не было создано достоверного этнографического описания этой культуры, поэтому не исключено, что на ее территории находились балтские, германские, кельтские племена, но, тем не менее, преобладающими были славяне. Правда, в лужицком ареале древнейшие славянские памятники датируются только V в. до нашей эры.
Однако с другой стороны, значительного изменения этнического состава населения в этом районе, археологи не отмечают на протяжении всего предыдущего тысячелетия. Это говорит о том, что славяне здесь жили издавна.
В междуречье Вислы и Одера возникло племенное самоназвание славян. Его древнейшая форма «словене» – «люди слова», «внятно говорящие».
Их соседи «немцы» – «немые», такой псевдоэтноним закрепился в дальнейшем за германцами. Самым близким этносом славянам в языковом отношении были балты. В языке тех и других насчитывалось около 1,5 тыс. родственных слов.
Артефакты
К артефактам этой культуры относятся могильники, в основном бескурганные, на севере были обнаружены и курганные, но их мало. В могилах находились урны с прахом покойников. Были найдены и ямные погребения с остатками погребальных костров и без них.
В лужицкой культуре встречались богатые княжеские погребения, которые были сделаны по особому обряду. Одно из таких погребений было найдено в кургане в Германии. Высота и диаметр кургана были соответственно 11 и 70 м.
Каменная камера со сводом, расположенная в нем, была сделана из плит с богатой росписью. В глиняной урне находилась вторая бронзовая урна, привезенная из Италии. В урне находились мужские останки. Рядом находились еще две урны с останками молодых женщин.
Погребальный инвентарь представляли бронзовые сосуды в большом количестве, меч с антенной рукоятью, датированный VIII в. до нашей эры – это начало гальштата.
Рядовые погребения отличались малочисленностью металлических изделий, что можно объяснить скорее погребальными обычаями, нежели бедностью культуры металлом.
Найденные металлические изделия в кладах этой культуры многочисленны и часто их находили целыми наборами одного типа гривен, мечей, браслетов, топоров. В других кладах находили золотые изделия общим весом до 0,5 кг.
В культуре выделяются возникшие в разное время локальные варианты, имеющие свои особенности.
Лужицкая культура железного века в Германии, например, отличалась керамикой черного цвета и рядом других особенностей. Ранее ее считали отдельной биллендорфской культурой.
В начале железного века появились небольшие городища – это были укрепленные поселения, в Польше они находились на юге и западе территории. Такие городища были найдены не только в Польше, но и в Германии, вблизи Потсдама. Польское городище у села Бискупин, изучено полнее.
Городища обносили деревянной мощной стеной, состоявшей из трех рядов. Внутри городищ были мощеные улицы, а вдоль стены шли деревянные мостовые.
Жилища плотно примыкали друг к другу. Дома были небольших размеров с тремя комнатами – сени, жилая комната, где находился очаг, и спальня.
Найденные керамические изделия имели тщательную выделку и богатую орнаментацию. Главными формами были биконические урны, сосуды с круглыми выпуклинами с боков, напоминающими шишки, сосуды с цилиндрической шейкой.
Рисунок 2. Лужицкая керамика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Были также амфоры, черпаки, кадильницы, ложки, миски и др. Развивавшаяся металлургия работала на привозном сырье и производила бронзовые топоры, серпы, щипчики.
Найденные типы мечей не были связаны с лужицкой культурой.
Лужицкая культура, таким образом, была археологически богатой и исторически продвинутой общностью.
Этногенез
Богатую лужицкую культуру археологи разных стран пытались представить как культуру предков только своего народа. Однако, открывшие данную культуру немцы, увлекшиеся своим нордическим происхождением, сперва не хотели причислять ее к германской, им больше по душе были культуры Скандинавии.
Ярый немецкий националист Г. Косинна лужицкую культуру считал карподакской. В начале XX века, под влиянием А. Гетце, одни археологи ее относили к северным иллирийцам, а другие – к кельтам.
Все названные народы были соседями лужицкой культуры, и она могла быть от них неотличимой, но, она все же отличалась. Чехи и поляки определили ее как праславянскую, аргументируя непрерывной преемственностью культур, в ответ на это немецкие археологи увидели такую же преемственность, ведущую к германским культурам.
Послевоенные археологи отвергли такой способ доказательств по фактическим и принципиальным основаниям. Польская линия преемственности в славянском этногенезе противопоставлялась академиком Б. А. Рыбаковым украинской.
Данная ситуация была использована для компромиссного решения – лужицкую культуру объявили полиэтничной, включив в нее предков славян, германцев, кельтов и некоторых исчезнувших народностей.
Поскольку письменных свидетельств нет, то археологи Запада от решения вопроса этнического определения культуры вообще отказались.
Германскую принадлежность лужицкой культуры археологи аргументировали экспансией ее во все стороны, т. е. все культуры полей погребений выводились из нее. Однако данная концепция имела непрочные основания.
Этнографические черты лужицкой культуры – наличие мечей, бритв, фибул, были чужды раннеславянскому быту, а обычай ломать и портить вещи умершего, дабы закрепить их за покойником, стремление закрывать урну с прахом миской, чтобы дух мертвеца не вышел наружу, были свойственны германцам.
Фигурки птиц и птичьи трупики, находящиеся в могилах, возможно, тоже связаны с германским обычаем.