Северное Причерноморье в VII веке до н. э.
Северное Причерноморье охватывает территорию, тянущуюся от устья Дуная через Крым и берега Азовского моря до побережья Кавказа.
Эта территория подробно изучалась до революции и в эпоху СССР. Современные исследователи тоже вносят свой вклад в изучение Северного Причерноморья, благодаря чему искусство жителей, населявших эту территорию, приобрело более отчетливые черты.
Одним из главных факторов в истории Северного Причерноморья было образование на побережье Черного моря греческих полисов, представлявших собой города-государства. Это Ольвия, Херсонес, Пантикапей. Феодосия и др.
Из них особая роль выпала на долю Пантикапея, ставшего столицей крупного рабовладельческого государства, Боспора, культура которого сочетала греческий и местный элементы.
Территория Северного Причерноморья была заселена в эпоху палеолита. Согласно письменным источникам, древнейшими жителями Северного Причерноморья были киммерийцы. Они жили здесь в конце II – начале I тыс. до н. э. В VII веке до н.э. их вытеснили скифы.
В конце VII века до н. э. здесь была основана столица – Пантикапей. Многие находки свидетельствуют об оживленных торговых связях столицы скифов с античными центрами Северного Причерноморья и Средиземноморья.
Наибольший интерес в искусстве Северного Причерноморья представляет раннее искусство скифов (VII-V века до н. э.) и искусство греческих городов, которое сформировалось в местных условиях во взаимодействии с местным искусством. Скифское искусство раннего периода представлено произведениями торевтики — это металлические украшения вооружения, утвари, одежды и лошадиной сбруи.
Образцы торевтики Северного Причерноморья
Торевтика – это искусство изготовления металлических изделий с изображениями, выполненными с помощью тиснения, гравировки и чеканки. В городах Северного Причерноморья искусство торевтики и литья стало развиваться благодаря грекам.
Основным трудом, посвященным искусству торевтики Северного Причерноморья, является работа «Античные государства Северного Причерноморья».
Образцом торевтики является найденное в кургане у с. Мартоншоши украшение ручки бронзового кратера в виде летящей фигуры горгоны, отлитой в форме. Мастеру удалось передать движение тела. Верхняя часть фигуры изображена в фас, а нижняя – в профиль. Узорчатая трактовка волос и складок одежды выполнены в стиле архаического ионийского искусства.
По мнению исследователей, боспорский мастер изготовил и серебряное зеркало из Келермесского кургана. Артефакт датирован серединой IV века до н. э. Оборотная сторона этого зеркала заполнена гравированными изображениями, среди которых можно выделить владычицу зверей с двумя пантерами. Также мастер изобразил на нем грифов, сфинксов, диких и домашних животных.
Расцвет искусства торевтики совпадает с периодом расцвета боспорского государства. Великолепными по качеству исполнения и оригинальными по тематике являются произведения торевтики, причем как импортного, так и местного производства. Эти артефакты были обнаружены в курганах.
Во второй половине V и IV вв. до н.э. заметно вырос импорт произведений торевтики и ювелирных украшений.
В VI Семибратнем кургане были найдены изготовленные из серебра аттические килики с позолоченными гравированными изображениями. Эти находки относятся ко второй половине V века до н. э.
Отдельно стоит отметить золотые серьги из Феодосии. На них изображена миниатюрная группа из воина на колеснице, запряженная четверкой лошадей. Данное ювелирное изделие поражает великолепным мастерством исполнения.
В Чарторыйском кургане археологи обнаружили серебряную амфору, изготовленную греческим мастером. На тулове амфоры рельефный растительный орнамент с птицами среди цветов и ветвей, исполненный гравировкой и оживленный позолотой. На плечиках амфоры - рельефный фриз, сцены из жизни степных скифов. Над фризом изображены терзающие оленя грифы.
Боспорские торевты преуспевали и в чеканке. Доказательством тому являются золотые монеты Пантикапея. Особенностью торевтики Боспора является пластическое воплощение схематических изображений рядом с образами реальной жизни.
В первую очередь это относится к культовым образам, созданным боспорскими мастерами. Образцом культового образа является фрагмент золотого ритона, обнаруженный в кургане у села Мерджаны. На нем изображена Великая богиня, сидящая на троне.
Еще один пример – золотая пластина, служившая головным убором умершей знатной женщины. Данный артефакт был обнаружен в кургане Карагодеуашх.