Себестоимость – это совокупность затрат издательства на производство издательской продукции, выраженная в денежной форме.
Себестоимость издательской продукции: состав и структура
В процессе производства своей продукции издательство несет те или иные затраты. Это затраты, связанные с приобретением необходимых материалов, а также с постоянными и переменными издержками производства, с оплатой труда сотрудников и т.д. Совокупность таких затрат называется себестоимостью издательской продукции. Выражается себестоимость в денежной форме. Она показывает, в какую сумму обходится реализация планов издательству. Себестоимость является наибольше величиной в структуре цены на издательскую продукцию или услуги. Изменение себестоимости ведет к изменению абсолютной величины прибыли издательства. Снижение себестоимости может увеличить прибыль, если это не противоречит требованиям к качеству продукции и задачам продвижения продукции к потребителю.
Себестоимость бывает общеиздательская и полная.
Общеиздательская себестоимость – это затраты на производство издания.
Полная себестоимость включает в себя общеиздательскую себестоимость и коммерческие затраты, которые связаны с расходами на продажу печатной продукции.
Термины «расходы», «затраты», «себестоимость» определяют различные понятия и не являются синонимами.
Так, затраты (издержки) – это расходы на производство, сбыт, обращение продукции, выраженные в денежной форме.
Расходы – это затраты, которые в процессе хозяйственной деятельностиприводят к уменьшению средств предприятия либо к увеличению его долговых обязательств.
Себестоимость – это совокупность прямых издержек, связанных с производством продукции.
Структура себестоимости издательской продукции отражает ее специфику. Учет затрат издательства осуществляется по таким статьям:
- Авторский гонорар. Сюда входят авторские гонорары за произведение и за художественно-графические работы;
- Типографские расходы;
- Общеиздательские расходы;
- Стоимость материалов;
- Редакционные расходы;
- Коммерческие расходы.
Значительную часть в себестоимости издательской продукции составляют типографские расходы. Величина типографских расходов зависит в первую очередь от вида издания и его тиража, срока выполнения заказа, вида печати, типографии.
Расходы полиграфического предприятия, которое выполняет издательский заказ, связаны с приобретением необходимых материалов, с оплатой труда персонала, с обслуживанием и ремонтом оборудования, обновлением производственных ресурсов и т.д. Эти расходы для издательства остаются «за кадром», так как оно оплачивает заказ на изготовление тиража печатной продукции. Заказ оформляется в форме договора с полиграфическим предприятием. В договоре указывается вид издания, объем, тираж, формат, красочность, параметры бумаги и переплета, нормы их расхода, источник обеспечения (полиграфическое предприятие или издательство). Кроме договора стороны подписывают протокол согласования цены на работу, выполняемую полиграфическим предприятием.
Редакционные расходы – это расходы на обработку авторского и издательского оригинала, их оформление, подготовку оригинал-макета.
Сюда входят следующие статьи расходов:
- Расходы на оплату труда редакционно-производственного персонала. Сюда входят и отчисления в государственные внебюджетные фонды;
- На ремонт основных средств производственного назначения;
- На содержание и ремонт инвентаря и оборудования редакции;
- Расходы по приобретению готовых оригинал-макетов, графических и художественных оригиналов;
- Износ основных средств, которые используются в редакции;
- Прочие расходы (расходные материалы для принтеров, копировальной техники, бумага и т.д.).
Общеиздательские расходы – это расходы по управлению издательством, а также общехозяйственные расходы, которые не связаны непосредственно с конкретным изданием.
Общехозяйственные расходы включают в себя расходы на:
- Оплату труда общеиздательского персонала;
- Оплату служебных командировок сотрудников, которые не входят в состав аппарата управления;
- Аренду помещений;
- Амортизацию основных средств общеиздательского назначения;
- Эксплуатацию и содержание инвентаря и средств общеиздательского назначения;
- Подготовку кадров, охрану и т.д.
К расходам по управлению издательством относятся:
- Расходы на оплату труда управленческого персонала;
- Расходы на оплату служебных командировок управленческого персонала;
- Прочие расходы (оплата услуг связи, канцелярские расходы, оплата аудита, консультантов и т.д.).
К коммерческим расходам издательства относятся расходы на рекламу, упаковку, доставку издательской продукции, комиссионные сборы, хранение готовой продукции, представительские расходы, связанные с реализацией продукции. К коммерческим расходам относятся также стоимость обязательных бесплатных экземпляров издания. Она определяется по расчетной себестоимости одного экземпляра.
Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции
Важнейшими факторами, которые влияют на себестоимость издательской продукции, являются объем, тираж и оформление изданий. Объем издания и оформление в первую очередь влияют на размер авторского гонорара. Он может исчисляться по фиксированной ставке за авторский лист или по проценту от продажной цены издательства – роялти.
Роялти – это периодический платеж за право пользования лицензией на изобретения, товары, нововведения, патенты, прокат книг, выпуск книг. Роялти обычно исчисляется в процентах от стоимости продаж.
На себестоимость издания существенно влияют количество и вид иллюстраций. Прежде всего, это сказывается на сумме авторского гонорара художников и дизайнеров. Также наличие иллюстраций, их красочность зачастую определяют повышенные требования к бумаге.
Определяющим фактором в издательском бизнесе является тираж. Он отражает величину расходуемых ресурсов, позволяет понять деление общих расходов на постоянные и переменные.
Постоянные расходы при изменении объема производства остаются стабильными, их объем в себестоимости продукции неизменен.
Переменные расходы – это расходы, которые прямо относятся к каждой единице продукции. Прежде всего, в издательской практике это расходы на материалы и бумагу. Переменные расходы изменяются пропорционально объему. Их значение в себестоимости продукции не меняется.