Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема речевой агрессии в современных СМИ

Все предметы / Журналистика / Проблема речевой агрессии в современных СМИ
Определение 1

Речевая агрессия —это использование языковых средств для выражения враждебности, манера речи, которая оскорбляет чье-либо достоинство, самолюбие.

Понятие речевой агрессии

Средства массовой информации играют значительную роль во всех сферах жизни общества. Несмотря на всеобщее обожание, в них распространилась проблема, связанная с речевой агрессией.

Поскольку речевая агрессия представляет собой многогранное явление, она может затрагивать почти все сферы человеческой жизни. В связи с этим разные исследователи мира трактуют данный термин неодинаково.

  • Влияние на сознание потребителя, осуществляемое посредством языковых инструментов. Речь идет о явном навязывании зрителю, слушателю или читателю конкретной точки зрения. Это приводит к отсутствию свободы мысли.
  • Воздействие открытого или скрытого типа, не имеющее под собой никакой аргументации. Оно осуществляется с той целью, чтобы изменить личностные установки индивидуума.
  • Намеренное оскорбление персоны или их группы с использование различных словесных инструментов.
Замечание 1

На основании всего, что было перечислено выше, можно сделать следующий вывод: речевая агрессия – явление, которое имеет негативный оттенок. Оно оказывает плохое влияние на человеческое сознание и лишает индивидуума многих прав и свобод.

Разновидности речевой агрессии

Что касается психологической трактовки разных видов агрессии, она является многогранной. Тем не менее, к ней принято относить различные командные высказывания. Если говорить о характеристиках, это необходимость подчинения, угроза, задействование словесного оскорбления.

В зависимости от степени участия адресанта в данном феномене, выделяют следующие виды агрессии:

  • активный непрямой вариант предполагает распространение ложной информации в отношении объекта;
  • пассивный непрямой вариант представляет собой прекращение общения с оппонентом, которое происходит резко;
  • пассивный непрямой вид – отказ от дачи словесных разъяснений по любому вопросу.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Исходя из конкретного способа выражения, выделяют эксплицитную и имплицитную речевую агрессию. В первом случае речь идет о влиянии на сознание для навязывания собственных идей. Во второй ситуации – о скрытом влиянии для навязывания определенной точки зрения.

В соответствии со степенью интенсивности выделяют следующие варианты: сильная агрессия и слабая. Сильная агрессия (очевидная брань, ругательство, например, в дискуссиях публичного формата Жириновского). Слабая агрессия проявляется в отношении оппонента, однако предполагается следование основным нормам и принципам вежливости.

Еще один классификационный признак заключается в целенаправленности и осознанности речевой агрессии.

Осознанная агрессия является инициативной, или преднамеренной. Для нее характерно желание агрессора оказать влияние на оппонента. Именно в этом традиционно и заключается его цель.

Неосознанная агрессия предполагает отсутствие такой задачи. Тем не менее, речь человека, который высказывается, повышает его самооценку или же способствует отстаиванию прав.

Таким образом, речевая агрессия может быть представлена в нескольких разновидностях, и каждая их них встречается с одинаковой частотой.

Проблемы речевой агрессии в СМИ

Конкретная проблема, связанная с применением речевой агрессии в СМИ, зависит от типа средств массовой информации.

  • Печатные издания. Поскольку влияние на адресата в данном случае происходит исключительно за счет текста, элементы речевой агрессии могут присутствовать в заголовке. Это способствует подогреву интереса целевой аудитории и заставляет ее представителей дочитать материал до конца.
  • Радио. В данном случае речевая агрессия может заключаться не только в использовании определенных слов и фраз, но также в интонации говорящего человека. Поэтому нередко возникают ситуации, когда текст проработан хорошо, но в речи чувствуются негативные нотки, вынуждающие слушателя переключиться на другую волну.
  • Телевидение. В этом случае появляется возможность воздействия на зрителя не только путем звука, но и посредством видеоряда. В связи с этим речевая агрессия может сопровождаться неблагоприятными и даже неприличными кадрами, даже на общеизвестных федеральных каналах.
  • Интернет. В данном случае речь идет о комбинированном предоставлении информации – в виде текста на сайтах и блогах, в форме видео на видеохостингов, в форме аудио на радиоволнах. Поэтому в интернете речевая агрессия встречается наиболее часто.

Таким образом, проблем речевой агрессии в СМИ достаточно много, и важную роль играет их своевременное решение.

Последствия применения речевой агрессии в СМИ и пути решения проблемы

Основная опасность заключается в том, что люди, которые имеют склонность к внушаемости, могут проецировать данный феномен в реальную жизнь. Это, в свою очередь, влечет за собой возникновение физической агрессии. Вторая проблема заключается отсутствии осознания обществом этого факта, а также степени его опасности. Поэтому его часто заменяют более мягким термином – «несдержанность», «резкость» и пр. Еще одна проблема заключается в том, что многие молодые люди, особенно подростки, воспринимают такой стиль как норму и применяют его в реальной жизни.

Разобраться с данным вопросом можно только в том случае, если:

  • грамотно прорабатывать речь при составлении сценария;
  • выбирать позитивно настроенного ведущего (если речь идет об аудио и видео);
  • минимизировать количество слов с негативным окрасом;
  • подавать информацию в позитивном ключе, чтобы публика воспринимала ее более положительно.

Таким образом, речевая агрессия – распространенное явление, которое может быть искоренено в случае грамотного подхода. При использовании тех или иных путей решения проблемы можно снизить уровень речевой агрессии и повысить адекватность восприятия информации адресатами, что успешно применяется в современной практике

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Вячеслав Игоревич Плужников

Эксперт по предмету «Журналистика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис