Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стилистические ошибки и коммуникативные сбои в текстах СМИ

Определение 1

Коммуникативная норма – это общепринятые стандарты общения.

Стилистические ошибки в текстах СМИ

Ошибки в текстах СМИ бывают:

  • Техническими;
  • Смысловыми;
  • Речевыми.

В свою очередь, речевые ошибки делятся на языковые, стилистические и коммуникативные.

Стилистическими ошибками называют нарушение законов употребления в речи лексических единиц, неправильное употребление слова, недочеты в образовании синтаксических конструкций. Наиболее частой стилистической ошибкой является неразличение паронимов, например «роспись – подпись», «длинный – длительный».

Еще одна распространенная стилистическая ошибка – тавтология. Под тавтологией понимается повторение в иной форме ранее сказанного. Такая ошибка легко обнаруживается при чтении вслух.

К чрезмерно часто используемым словам относятся «можно», «чтобы», «который».

Для появления в одном абзаце одного и того же слова дважды должны быть особо веские причины. В остальных же случаях это недопустимо (например, вместо словосочетания «наряду с ними имеется ряд других» правильно будет написать «имеются другие»).

Еще одной распространенной стилистической ошибкой является плеоназм.

Определение 2

Плеоназм – это употребление слов, излишних для выражения мысли (например, молодой юноша, май месяц, пожилой старик).

Стилистические ошибки связаны с игнорированием ограничений, которые накладывает стилистическая окраска на употребление слова. Прежде всего это касается употребления канцеляризмов и терминов. Каждый из них связан с определенным типом коммуникативных отношений адресата и субъекта.

Использование узкоспециализированных терминов в тексте создает коммуникативный барьер между адресатом и субъектом. Замена таких терминов на общепонятные слова расширяет круг адресатов. Пояснения, сопровождающие термины, приобщают к специальным знаниям любителей-непрофессионалов.

«Стилистические ошибки и коммуникативные сбои в текстах СМИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Употребление в тексте канцеляризмов предполагает, что между субъектом и адресатом существуют официальные отношения, когда каждый выступает не как конкретная личность, а как отвлеченная единица (Заказчик, Клиент, Сторона, Исполнитель, Пассажир и т.д.). Канцеляризмы необходимы в официальных текстах, здесь они придают дополнительную значимость сказанному. Однако их употребление в неофициальной ситуации неуместно.

Использование разговорной лексики предполагает ситуацию неофициальной коммуникации, поэтому ее употребление недопустимо в текстах официального характера и информационных тексах. Но разговорная лексика используется в очерках, публицистических статьях, репортажах, дискуссионных высказываниях, научно-популярной литературе для создания атмосферы доверительности, неофициальности.

Употребление разговорной лексики в неразговорной ситуации требует самоконтроля, осторожности, так как чрезмерное увлечение ими способно привести к тому, что неофициальность перерастет в фамильярность.

Подход к употреблению нелитературной лексики должен быть еще строже. Жаргонная, диалектная, просторечная лексика используется при описании среды, в которой используется этот тип лексики, однако требует «перевода» и пояснений.

Экспрессивная лексика позволяет лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому. Экспрессивность присуща части разговорных и книжных слов. Однако в официально-деловых и информативных текстах такая лексика неуместна.

Коммуникативные сбои в текстах СМИ

Стандарты общения могут быть довольно жесткими, либо, наоборот, обладать широким диапазоном варьирования. Но во всех ситуациях общения они выступают в роли регуляторов процесса коммуникации. Важная составляющая коммуникативных норм – это их ориентация на ценности, которые существуют в данной культуре, в том числе нравственные императивы и этические нормы. В данном случае речь идет о культурных рамках общения. Выход за их границы характеризуется уже как ненормативный коммуникативный акт и представляет собой явление дисфункции.

Культурные рамки охватывают все коммуникативное пространство. Создается оно в первую очередь наличием культурем.

Определение 3

Культуремы – это текстовые или поведенческие знаки принадлежности к данной культуре.

Важнейшей культуремой является язык. Коммуникативные нормы в целом являются сплавом коммуникативных стандартов, этикетных правил и прагматических регуляторов. Нарушение коммуникативных норм проявляется следующим образом:

  • Прерывание собеседника;
  • Вмешательство в разговор других людей;
  • Применение физической силы в конфликтных ситуациях;
  • Ложь ради выгоды;
  • Подчеркнутая книжность разговорной речи;
  • Этическая избыточность общения;
  • Фамильярность делового дискурса;
  • Использование жаргона, нецензурной лексики и других элементов контркультуры;
  • Насыщенность речи просторечиями и т.д.

Все эти факторы размывают коммуникативные нормы. Привести к коммуникативным ошибкам может и способ введения культурем в текст, другими словами, - неумением пользоваться знаками культуры при их внедрении в текст.

В практике СМИ сложилась типология коммуникативных ошибок. Очевидными являются три типа коммуникативных сбоев:

  • Ошибки представления факта;
  • Ошибки, которые возникли в результате некорректного представления в тексте реального лица;
  • неверное использование культурем.

Наиболее часто коммуникативные сбои при использовании цитат в текстах СМИ возникают в результате несовпадения фоновых знаний адресата.

Избежать коммуникативной неудачи можно путем расширения состава интертекстуального фрагмента. В некоторых случаях адресат воспринимает фрагмент текста как содержащий «чужое слово», но точно определить границы интертекстемы не способен.

Часто стремление к созданию ярких, экспрессивных текстов приводит к обратному эффекту – стиранию экспрессии. Такой эффект возникает при использовании клишированных средств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 13.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot