Тенденции развития СМИ Латвии
Развитие глобализации и технологический прогресс обусловили процесс трансформации, происходящий в латвийском медиапространстве. СМИ в Латвии, как и в других странах, являются важнейшим социальным институтом, формирующим общую картину реальной действительности.
Становление журналистики в Латвии и ее развитие определялось спецификой общественно-политического развития страны. После распада Советского Союза наступил период роста национального самосознания, который обусловил повышение статуса латышского языка и уменьшение влияния русской культуры. Это отразилось и на политике латвийских властей в отношении русскоязычной журналистики.
Русскоязычные СМИ Латвии осуществляют деятельность в условиях активного вмешательства государства в их развитие. Положение русскоязычной общины в стране, несмотря на то, что большая часть населения русский язык считает родным языком, остается специфическим. Национально-языковая политика и дискриминационная политика к русской диаспоре и к русскоязычным медиа оказывает значительное влияние на особенности развития СМИ. Государство вмешивается в естественный процесс конкуренции на рынке медиа, поддерживая одни СМИ и снижая конкурентоспособность других.
Существенное влияние на современное развитие медиапространства оказывает корпоративная журналистика. Она проявляется в деятельности пресс-служб, а также специалистов по связям с общественностью частных банков и крупных компаний. Экономически нестабильная ситуация на медиарынке вынуждает традиционные и новые медиа подстраиваться под рекламодателей и публиковать материалы, которые способствуют развитию положительного образа того или иного банка, компании.
В медиапространстве Латвии представлены все виды СМИ. В стране хорошо развита сфера периодических издания, телевещания, радиовещания, а также новых медиа.
Новые медиа – это новый формат существования СМИ, постоянно доступных на цифровых устройствах, а также подразумевающих участие пользователя в создании и распространении контента.
Телевидение при этом продолжает оставаться самым востребованным традиционным СМИ. Главный конкурент традиционных медиа – новые медиа, которые могут предоставить пользователю больше возможностей для получения необходимой информации. Быстрое развитие Интернета привело к появлению не только информационных порталов, но и развлекательных. Практически все традиционные СМИ имеют свои интернет-порталы с уникальным контентом. Таким образом, в латвийском медиапространстве наблюдаются конвергентные процессы.
Положение и роль СМИ в Латвии
В конституции Латвии закреплена свобода слова, свобода получения, распространения, хранения информации, свобода выражения мнения, и запрещена цензура.
Как правило, ведущие газеты независимы от владельцев. Газеты часто избегают злободневных тем, в том числе касающихся неэффективности действий правительства и фактов коррупции власти.
Радиостанции и телеканалы, действующие в стране, принадлежат как государству, так и частным лицам, причем популярность общественного телеканала LTV падает, а в радиовещании, напротив, доминирует общественное «Latvijas Radio». Частный радиосектор представлен 17 станциями.
Наиболее популярными газетами являются:
- «Diena»,
- «Latvijas Avize»,
- "Neatkariga Rita Avize»,
- «Вести сегодня» (на русском языке»,
- «Час» (на русском языке).
К числу крупнейших латвийских издательств по количеству выпускаемых печатных продуктов относятся все издательские дома, которые выпускают ежедневные дневные газеты и множество цифровых изданий. Но практически все крупные издательства, выпускающие газеты («NRA», «Dienas bizness», «Diena»), работают с убытками. Исключением является только издательство Lauku avīze, которое выпускает ежедневное издание «Latvijas avīze». Эта газета на протяжении всего времени своего существования является одним из самых популярных и массовых печатных изданий.
Чемпионом по количеству выпускаемых изданий является «Izdevniecība Logos Sia».
Самыми известными изданиями компании являются еженедельники «Суббота» и «Вести».
Чтобы снизить издержки, во всех печатных издательствах было произведено резкое сокращение персонала, однако и такие меры большинству их них не позволяют работать с прибылью.
К крупнейшим по обороту издательским домам относится «Aģentūra Lilita Sia», который выпускает популярный одноименный женский журнал на двух языках. Многочисленные интернет-порталы и соцсети создают конкуренцию латвийским печатным изданиям. Они предлагают свои пользователям самую разнообразную информацию. Неизменным лидером в это сфере является inbox.lv. Возглавляют рейтинг самых популярных интернет-порталов:
- inbox.lv,
- delfi.lv,
- tvnet.lv,
- apollo.lv.
Самые посещаемые сайты публикуют новости на двух языках – латышском и русском, что позволяет обслуживать большое количество посетителей.
Что касается посещаемости порталов-сателлитов ежедневных изданий, то она существенно ниже.
Телевидение и радио
В сфере телевещания частные компании конкурируют с государственными. Общественное медиапредприятие «Latvijas Televīzija Sia», который представлен двумя телеканалами - TV1 и TV7 – финансируется налогоплательщиками, а также получает средства от рекламы. Самым близким к государственному телевидению по обороту является частная «Latvijas Neatkarīgā Televīzija As», которой принадлежат каналы TV5 (вещание идет на русском языке) и LNT. Популярностью пользуется телеканал TV 3 Latvia Sia, который принадлежит шведской группе MTG Broadcast AB.
В Латвии действует около четырех десятков радиостанций. Согласно опросам TNS, с каждым годом количество радиослушателей снижается. Самыми популярными по охвату являются радиостанции:
- «Latvijas Radio 2»,
- «Radio Skonto»,
- «Latvijas Radio 1»,
- «Radio SWH»
- Русское радио «Krievijas Hiti»,
- «European Hit Radio”.
Все больше медиакомпаний Латвии предлагают медиа-продукты на нескольких языках, как правило, латышский и русский.