Репортаж - это сообщение с места событий.
Краткая историческая справка
Термин «репортаж» стал широко использоваться во второй половине 19-го столетия. Он происходит от французского слова, которое, в свою очередь, обладает латинскими «корнями» и переводится как «передавать», «сообщать». Появление первых таких творений приходится на позапрошлый век, они получили довольно широкое распространение в США, Англии, Франции, Германии. Чуть позднее этот жанр стал развиваться в России.
Изначально жанр подразумевал представление публикаций, связанных с ходом заседаний в судах, дебатов в парламенте, собраний. Впоследствии он переименовался в отчет.
Что касается репортажа, этим словом называли публикации немного другого характера, а именно, - те, которые напоминают современные очерки. К авторам подобных работ относятся такие известные персоны как Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй и пр.
Репортаж – это жанр, который полюбился многим отечественным специалистам в области журналистики. Это неудивительно, ведь для него характерна богатая история, а также многочисленные преимущества. Многие современники помнят такое имя как В. А. Гиляровский, который прославил рассматриваемое направление в 19-20 столетии. Многим репортерам удалось превратиться в успешных писателей, однако славу они получили, прежде всего, за счет репортажа.
Суть и назначение репортажа в газете
Традиционно под жанром репортажа принято понимать информационное направление в журналистике. В качестве его предмета выступает конкретное событие, которое интересно для общества. Ключевая задача любого специалиста по репортажу состоит в том, чтобы обеспечить аудитории описываемое событие глазами специалиста, т. е. сделать так, чтобы читатель ощутил, будто бы он присутствует на месте событий.
Репортер должен предоставить наглядное описание конкретного мероприятия, причем сделать это так, чтобы вызвать публику на эмоции сопереживания. Сделать это, конечно, можно разными путями. Однако современные эксперты традиционно применяют два основных метода в зависимости от динамики описываемого явления.
В первом случае речь идет о ярких, динамичных событиях, имеющих высокий темп развития. Все, что остается сделать при таком варианте автору – подробно описать событие его.
Тем не менее, существуют события, которые являются статичными и более «вялыми». В таком случае репортеру помимо их описания нужно передать динамику авторских переживаний.
Репортаж имеет немало черт и характеристик, относящихся к прочим жанрам. Особенно это можно заметить на примере художественно-публицистического направления. В данной ситуации действительность изображается наглядно. Что касается репортажа, за этим феноменом закреплена исключительно информативная функция, нацеленная на сообщение о конкретном обстоятельстве.
Ключевое назначение рассматриваемого жанрового направления состоит в том, чтобы обеспечивать информирование, описание, оценивание определенных событий. В течение длительного времени среди экспертов и рядовых наблюдателей было распространено мнение о том, что репортаж является однодневной работой. На самом деле, данный вид материала является по-настоящему крепким и долговечным.
Сила репортажа в газете заключается в его высоком уровне достоверности и точном отображении реальности.
Репортер предоставляет читателю портреты, а также фиксирует имеющуюся картину. Наряду с этим он сохраняет напряжение до самых последних строк, поддерживая и подогревая интерес. Эту композицию можно сменить с процессом смены кадров в кинохронике, которые также нацелены на удержание внимания потребителя.
Базовым нюансом данного жанра является так называемый эффект присутствия. Репортер, пребывая на месте событий, вызывает у читателя такое ощущение, словно он тоже пребывает в гуще событий, т. е. он ощущает собственную причастность. Данный эффект пребывает в зависимости непосредственно от личности репортера, а точнее от того, как он видит и воспринимает происходящие события. Для этого эксперт применяет разные варианты отображения реальности.
Так, репортер описывает то, что у него перед глазами, т. е. то, что он видит сам и помогает увидеть читателю.
За счет использования этих деталей у него появляется возможность изображения зримой картины действительности, воспроизведения событий максимально наглядно. При всем этом из большого числа фактов он выбирает только те, которые являются социально значимыми.
Разновидности репортажа в газете
Разные эксперты видят классификацию репортажей в газете неодинаково. А. А. Грабельников отмечает, что есть 3 категории репортажа:
- Событийный вариант способствует оперативному отражению общественно значимых событий, излагаемых в хронологической последовательности.
- Познавательный вариант подразумевает наличие в основе конкретной темы, освещаемой репортером. Редакция осуществляет планирование всех этих материалов заблаговременно, а развитие событий протекает медленно.
- Проблемный репортаж предполагает включение элементов анализа событий, а также авторских обобщений, выводов. С его помощью специалисты в сфере журналистики осуществляют обсуждение важных вопросов, чтобы в дальнейшем времени изучать их более детально.
Каждый день люди сталкиваются с огромными объемами информации. Речь идет о новостях и событиях, вымышленных сюжетах и правдивых эпизодах. Важную роль играет читаемость предоставляемых материалов. Для этого от репортера требуется соблюдение определенных правил:
- не употреблять слова «недавно», «на днях», а выражаться конкретно;
- использовать несколько вариантов подачи информации в зависимости от ситуации, тематический вариант, кстати, не требует моментальной реакции и способствует заблаговременному составлению плана;
- формирование эффекта присутствия – важно вызвать интерес с помощью слова, фото или другого инструмента;
- максимально полное и подробное раскрытие предоставляемой информации.
Таким образом, репортаж в газете – значимое направление, которое, несмотря на появление интернета, продолжит существовать и развиваться.