Печатные издания — это издания, произведенные посредством печатания.
Предпосылки развития печатных изданий
Периодическая печать массовую аудиторию обрела в конце 19-начале 20 столетий. Это стало подтверждением превращения периодической печати в СМИ. Возможным это стало благодаря воздействию комплекса факторов, вызванных индустриализацией и развитием рыночных отношений. Социальные и экономические факторы оформились в результате развития массового машинного производства, расширения сбыта товаров. Использование машин не только существенно увеличило производительность труда, но и во много раз увеличить объем товаров, поступающих на рынки. В странах, проходящих в 19 веке этап индустриализации, возросли доходы населения. «Низшие классы» получили возможность направлять часть заработанных средств на духовные нужды и развлечения. А благодаря сокращению продолжительности рабочего дня появился необходимый для этого досуг. Таким образом, возникли предпосылки для роста аудитории печатных изданий за счет низших слоев общества, которые в этот период составляли большую часть населения.
Развитие индустриального производства в странах Западной Европы и в США привело к необходимости внедрения обязательного начального образования, способствовавшего преодолению массовой неграмотности населения и формированию рабочей силы, которая была бы приспособленной к труду с использованием машин. Ликвидация массовой неграмотности привела к созданию условий для выпуска многотиражных периодических изданий, адресованных слоям населения, ранее не испытывавшим влияния печатного слова.
Расширение участия рабочих в общественных объединениях и профсоюзах стимулировало развитие интереса к содержанию периодических изданий. А борьба за демократические права граждан в результате привела к тому, что в передовых странах было провозглашено всеобщее избирательное право. Так сформировался массовый электорат, способный влиять на итоги выборов. Это в свою очередь повысило заинтересованность экономической и политической элиты в оказание воздействия на новые слои электората, в том числе и посредством печати. Таким образом, предпосылками развития печати стали:
- Индустриализация;
- Увеличение доходов населения;
- Ликвидация массовой безграмотности;
- Провозглашение всеобщего избирательного права.
Влияние коммерческой рекламы на развитие периодики
Формирование общенациональных рынков привело к возрастанию роли рекламы как важного средства продвижения товаров и услуг. Активный рост массового индустриального производства, а также рыночная конкуренция торговых и производственных фирм во второй половине 19 века стимулировали бурный рост и рекламного бизнеса. Рекламодатели рассматривали печать как средство вывода рекламных сообщений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. В последней четверти столетия существенно возрос поток рекламных сообщений, которые поступали в редакции печатных изданий. Многократно возросли и доходы изданий от рекламной деятельности. в начале 20 века рекламные доходы составляли более 60% от общего объема доходов периодических изданий.
Увеличение доходов от рекламы превращало издания в издательские предприятия. Наиболее успешные газеты превратились в огромные холдинги с многочисленным штатом сотрудников, с миллионными расходами и разветвленными корреспондентскими сетями как внутри страны, так и за ее пределами.
Влияние прогресса полиграфии на развитие журналистики Большое влияние на развитие печатных изданий оказало и распространение высокопроизводительных печатных машин. Это позволило существенно повысить темпы выпуска изданий. А возросший приток рекламных средств дал возможность выпускать газеты в увеличенных объемах.
Увеличились и тиражи печатных изданий. Большие газеты на рубеже веков распространялись тиражами, составляющими сотни тысяч экземпляров. А благодаря возросшим возможностям полиграфии оперативно выпускалось невиданное до этого количество печатных изданий, которыми обеспечивались уже не небольшие элитные группы, а массовая аудитория.
Формированию массовой аудитории печатных изданий способствовала и расширяющаяся практика иллюстрирования. Усовершенствованная технология давала возможность быстрого и качественного изготовления газетных клише. Технологические новшества революционизировали и иллюстрирование печатных изданий, на страницах которых стали массово появляться фотоиллюстрации.
Существенно выросло число иллюстрированных изданий. В начале 20 века в газетах стала использоваться событийная фотография при освещении общественных и политических мероприятий, катастроф, спортивных состязаний, криминальных происшествий. Постепенно художников заменили фоторепортеры.
«Массовые» издания
Под воздействием социально-экономической революции, а также активной коммерциализацией печатного дела сформировалась «массовая» пресса с присущими ей чертами, такими как:
- Сенсационность
- Поверхностное, избирательное освещение событий
- Искажение фактов
- Акцент на развлечение аудитории
- Бесцеремонное вмешательство в личную жизнь.
Редакторы и издатели массовых изданий сумели выработать особый набор рецептов, которые позволяли достичь коммерческого успеха. Эти рецепты стали основой «нового журнализма».
Такие издания были адресованы главным образом аудитории с низким уровнем культуры и образования. Они опускались до уровня отсталой читательской массы с присущими ей инстинктивными побуждениями и предрассудками. Такая пресса главным образом апеллировала к чувствам читателей, а не к его разуму и использовала в основном эмоциональную аргументацию.
Когда печать стала средством массовой информации, традиции элитарной печати продолжили так называемые «качественные издания».
Но по мере развития рыночных отношений появилась необходимость в создании печатных изданий, предназначенных для определенной элитной аудитории.