Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

М.Е.Салтыков-Щедрин как редактор

Определение 1

Редактор — это человек, который проверяет и правит текст произведения в соответствии с требованиями жанра, готовит издание к печати.

Начало редакторской деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков является выдающимся русским писателем-реалистом, критиком, автором острых сатирических произведений.

В качестве редактора Салтыков-Щедрин впервые стал работать в «Современнике» в конце 1862 года. Писатель был ближайшим помощником Некрасова. Михаил Евграфович принимал участие в распределении материала, вел переговоры с цензорами, переписывался с авторами. В период с 1863 по 1864 годы он вел хроники «Наша общественная жизнь». В них писатель обсуждал проблемы культурной и общественной жизни России с позиции революционной демократии. В этот период Салтыков-Щедрин опубликовал около тысячи страниц текста в журнале «Современник», завершил работу над циклом «Невинные рассказы», написал первые четыре очерка «Помпадуров и помпадурш». Кроме того, в этот период он сотрудничал с сатирическим отделом журнала «Свисток».

Статья: М.Е.Салтыков-Щедрин как редактор
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В деятельности Салтыкова-Щедрина в качестве редактора отражение нашли его эстетические и политические взгляды. Писатель пропагандирует материалистическую эстетику, разработанную В. Г. Белинским и развитую Чернышевским и Добролюбовым, а также пропагандирует революционно-демократическую программу.

Издание «Современника» в 1866 году было запрещено. В 1867 году Некрасов заключил договор с А. А. Краевским, издателем «Отечественных записок», и стал фактическим редактором и издателем этого журнала. Редакторскую деятельность в журнале стали осуществлять совместно с Некрасовым и ближайшие его сотрудники по «Современнику» - Г. В. Елисеев и М. Е. Салтыков-Щедрин. Некрасов осуществлял общее руководство изданием, Салтыков-Щедрин заведовал беллетристическим отделом, Елисеев возглавлял публицистический. Салтыков-Щедрин и Некрасов вывели журнал на новый уровень. «Отечественные записки» стал лучшим после «Современника». литературно-общественным журналом второй половины 19 века. В работе журнала принимали участие крупнейшие русские писатели, среди которых: Г. Успенский, А. Островский, В. Слепцов, В. Гаршин, А. Левитов, Д. Мамин-Сибиряк.

«М.Е.Салтыков-Щедрин как редактор» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Салтыков-Щедрин позиционировал журнал как орган, формирующий и руководящий общественным мнением. Такое руководство общественным мнением редакторами-издателями рассматривалось как основная задача всех журнальных изданий. Редактор, решая ее, выдвигал определенные требования к подбору авторов, отбору произведений для публикации, выбору проблем и тем, поднимаемых в журнале. Салтыков-Щедрин разделял мнение, что "литература и пропаганда - это одно и то же".

Салтыков-Щедрин на посту редактора «Отечественных записок»

В конце 1876 года Некрасов серьезно заболел, и Салтыков-Щедрин возглавил редакцию журнала один. После смерти Некрасова Салтыков-Щедрин продолжал руководить беллетристическим отделом, и демократическое направление здесь выражалось яснее, чем в публицистическом.

Особое место в редакторской деятельности писателя занимали организационные аспекты.

Выбор литературных произведений для «Отечественных записок» основывался в первую очередь на идейной основе произведения. Свой выбор редакция останавливала на произведениях, которые:

  • Были направлены против остатков крепостничества;
  • Раскрывали сложное положение народа;
  • Имели демократическое направление.
Замечание 1

В журнале публиковались сочинения, которые отвечали требованиям художественности, но все-таки на первом месте в принципах их отбора был критерий демократичности.

Как отмечал Барыкин, Салтыков-Щедрин как редактор, нетерпимо относился к несоответствию между общими направлениями журнала и линией предлагаемых к публикации произведений. Поэтому он при отборе материала строго придерживался требований, чтобы в произведении проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы труды, помещаемые в журнале, не противоречили друг другу.

Замечание 2

К языку произведений Салтыков-Щедрин предъявлял особую требовательность.

Интересно отношение редактора к начинающим авторам. Он внимательно читал их творения, затем назначал личную встречу для беседы, вносил правки, если видел, что произведение недостаточно отточено, но в целом соответствует требованиям журнала. «Школу Щедрина» прошли многие талантливые писатели, среди них – Г. Успенский, Д. Мамин-Сибиряк.

Салтыков-Щедрин, как и Белинский, большую роль отводил библиографическому отделу. В нем печатались разные формы рецензий – пародии, статьи, фельетоны, в целом отражавшие общее демократическое направление «Отечественных записок».

В историю теории редактирования Салтыков-Щедрин вошел как редактор, который много работает над текстами авторов, иногда существенно изменяя отдельные фрагменты произведения. Для молодых писателей это была школа литературного мастерства. Л. Ф. Тоскин в своей статье «М. Е. Салтыков-Щедрин» приводит несколько примеров довольно активного вмешательства редактора в авторские тексты.

В сущности, работу Салтыков-Щедрина над произведениями начинающих писателей нельзя назвать редактированием в современном смысле. Работа Салтыкова-Щедрина – это передача писательского опыта начинающим авторам. В переписке писателя с авторами и редакторами содержатся основные принципы оценки Салтыковым-Щедриным литературных произведений, большая часть которых была реализована им в журнале «Отечественные записки». М. Е. Мордовченко в своей статье, посвященной Салтыкову-Щедрину, дает подробный анализ правки редакторов двух очерков Г. Успенского. Салтыков-Щедрин к этим очеркам, как и ко всем другим литературным произведениям, подходи с позиции революционной демократии и в первую очередь обращал свое внимание именно на идейную сторону произведений - об этом свидетельствуют правки, вносимые редактором.

Работа Салтыкова-Щедрина над произведениями начинающих авторов свидетельствует о его стремлении как можно более широко их представить на страницах журнала «Отечественные записки».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 14.08.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot