Заголовок – это средство подачи читателю информации в крайне сжатой форме
Средства языковой выразительности в заголовках СМИ имеют высокую значимость в процессе привлечения читателя и удержания его внимания. В связи с этим они должны быть емкими, содержательными и интересными, особенно, если результаты труда публикуются в авторитетных газетах и журналах.
Заголовок – первое, с чем сталкивается читатель, открыв определенную страницу издания. От того, насколько интересным он будет, зависит, прочитает ли он статью или проигнорирует. Поскольку практика показывает, что этот аспект влияет на рейтинг и популярность конкретного издания, использование языковых средств в ходе создания заголовков играет важную роль.
Нюансы создания заголовков
В большинстве литературных источников можно встретить одновременно несколько определений данного термина. Так, в словаре Даля отмечается, что это выходной лист статьи или главы книги, где написано название. По данным словаря Ожегова он представляет собой конкретное название произведения или его части. В Большой советской энциклопедии сказано, что это наименование, присвоенное произведению литературы, раскрывающее его суть. Современная и более правильная трактовка гласит, что заголовок – это реклама рекламы.
На практике заглавие представлено одним предложением или словосочетанием.
В ряде ситуаций, чтобы тема была раскрыта более полно и емко, используется дополнительный заголовок, или подзаголовок. В любом случае название должно быть броским и многообещающим, только при таком раскладе читатель обратит на него внимания.
Но такой метод работает не всегда в связи с тем, что некоторые выразительные заголовки не влекут за собой действительно полезной информации. Поэтому читатели, убедившись в том, что сенсация «высосана из пальца», с течением времени утратят доверие к ненадежному источнику и впоследствии перестанут его читать. Поэтому заголовок всегда должен соответствовать сути материала.
Заглавие как инструмент оформления
Заголовок – средство подачи читателю информации в сжатой форме. Наряду с этим он позволяет разбивать текст на определенные блоки по смыслу, что способствует разгрузке визуального канала и упорядочиванию подачи информации, согласно предварительно проработанному плану. Есть более, а есть менее важные блоки, и это обязательно стоит учитывать в процессе создания заголовка.
Важную роль играет цвет и шрифт этих строчек, т. к. от грамотного их выбора зависит, обратит ли читатель на них внимание. Лучше всего выделить заглавие титульным шрифтом и ярким цветом, чтобы оно выделялось на общем фоне и привлекало к себе внимание. При этом важно сформировать общий стиль, чтобы оно не существовало как бы отдельно от основного текста.
Чтобы заголовок стал выразительным, можно использовать любое языковое средство, однако при этом нужно, чтобы у читателя сформировалось отношение о статье еще до того, как он с ней ознакомиться. Поскольку все люди разные и неодинаково воспринимают ту или иную подачу материала, стоит выбрать универсальный подход к созданию заголовка, который понравится большинству пользователей.
В качестве наиболее выразительных средств языка выступают фигуры и тропы. Они способствуют выстраиванию текста по определенному механизму и предопределяют возможность использования тех или иных слов. С их помощью можно доработать заглавие, украсить и уточнить его.
Стилистические фигуры
Стилистические фигуры способствуют созданию большего количества функций заголовка, который формирует отношение к тексту в эмоциональном плане. Это значит, что название статье становится более ярким и богатым с языковой точки зрения. Условно происходит разделение стилистических фигур на две категории:
- фигуры мысли – те, которые не подразумевают изменений от пересказа, выступают в качестве наиболее распространенных элементов;
- фигуры слова, подлежащие переменам, они представлены, в свою очередь, фигурами убавления, прибавления, перемещения.
Также на практике широко используются некоторые другие приемы, например:
- удвоение (тавтология, т. е. повторение слов),
- инверсия (следование отдельных элементов речи в необычном порядке),
- параллелизм (идентичное построение предложений с точки зрения синтаксиса),
- градация (использование нескольких однородных членов предложения сразу).
Тропы - это своего рода фигуры переосмысления, с их помощью появляется возможность четкого выделения определенных явлений, а также придавать «жизненные» черты тому или иному описанию. При этом часто задействуются такие феномены, как ирония, сарказм.
Сарказм - это насмешка, которая имеет значение, противоположное содержанию, что приводит к получению обратного смысла.
Также используется прием метономии – «переименовывания», замены слов в рамках смежных значений. Он представлен двумя разновидностями:
- Металепсис - операция, связанная с делением понятия. Это позволяет убрать все, что не нужно, и оставить суть, т. е. слова, которые имеют максимальный смысл, апример, «седина в бороду – бес в ребро».
- Синекдоха - отражение отношения к части и целому, например, «копейка рубль бережет».
Наряду с этим широкое применение нашли эпитеты, сравнения различных предметов и явлений, метафоры.
Отказ от использования средств выразительности
Это также отдельный стилистический прием, по версии И. Б. Голуба и Д. Э. Розенталя. При данном явлении отсутствуют какие-либо рифмы, эпитеты, метафоры, а также прочие художественные приемы. Данная схема используется в том случае, когда классические приемы неуместны, или тематика материала не подразумевает необходимость в их использовании.
Таким образом, языковые средства выразительности в заголовках произведений СМИ играют важную роль, т. к. от грамотности и уместности их применения зависит успех материала, в т. ч. в дальнейшем времени.