«Гейм док» - это документальные, журналистские вставки, рассказывающие о подготовке большого игрового шоу внутри самого шоу.
Развлекательное телевидение. Реалити-шоу
Главная особенность развлекательных передач – их ориентация на выполнение узкого круга специфических функций. Передача является развлекательной, если удовлетворяет следующие потребности зрителя:
- Релаксация;
- Получение позитивных эмоций;
- Азарт;
- Эскапизм;
- Юмор.
Видовое разнообразие продукции современного отечественного развлекательного телевидения является сложной системой, в которой постоянно происходит обобщение задач, функций, выразительных средств.
Существуют четыре главных направления российских развлекательных телепередач:
- Телевикторины (телеигры, квизы);
- Развлекательные шоу;
- Реалити-шоу;
- Шоу.
Первое реалити-шоу на отечественном телевидении появилось в 2001 году. Это была программа «За стеклом». Спустя два года волна реалити-шоу захлестнула все российское телевидение. Все телеканалы выпускали передачи в этом формате, однако лидером такого рода передач стал канал ТНТ, запустивший в период с 2003 по 2007 гг. восемь реалити-шоу: «Голод», «Дом», «Дом-2», «12 негритят», «Ребенок-робот», «Кандидат», «Большой брат», «Офис».
Реалити-шоу – это априори зрелищные программы. Основным признаком реалити-шоу является наблюдение за жизнью героев передачи в реальном времени, обращение к реальности в ее самых разных проявлениях, начиная с участников шоу и заканчивая декорациями.
Как и любые другие направления вещания, реалити-шоу в себе несет определенный смысл, при этом имея утилитарное значение. реалити-шоу показывают человеку способы решения каких-либо жизненных ситуаций, в частности, конфликтов. Однако реалити-шоу, в отличие от ток-шоу, не воссоздают и не моделируют ситуации, а демонстрируют эмоции, которые возникают у человека в определенной ситуации и возможные реакции других людей на эти эмоции. Реалити-шоу могут стать инструментом, с помощью которого можно научить людей изживать социальные фобии, быть более терпимыми, строить взаимоотношения в обществе. Развлечение, по мнению Д. Дондурея, можно использовать как ширму, за которой будут скрываться истинные ценности.
Ток-шоу
Процесс становления ток-шоу на отечественном телевидении длился достаточно долго, начиная с 1996 года. Первым ток-шоу стал проект «Про это» на НТВ. В том же году на ОРТ появился первый выпуск программы «Моя семья» В.Комиссарова. Два года спустя, в 1998 году стало выходить ток-шоу «Я сама» Ю.Меньшовой. Это и стало началом поступательного развития этого направления на отечественном телевидении.
Ценность передач этого формата заключается в том, что они консолидируют различные ячейки и слои общества в одно целое, находя сходство в жизненных позициях, помогая найти универсальное решение проблем, утверждая моральные ценности, приемлемые для всех.
Все участники ток-шоу пытаются воссоздать общую ситуацию, при этом проецируя ее н только на каждого участника передачи, но и на каждого телезрителя, который имеет к этой проблеме непосредственное отношение.
Каждый выпуск ток-шоу – это заявка на правдоподобие. Кроме этого, ток-шоу дает возможность идентифицировать участника как члена общества вообще. Создатели ток-шоу грамотно используют инстинктивное желание человека подсматривать за жизнь незнакомых людей. В зависимости от того, какие чувства телезритель испытывает к герою передачи – сопереживание или наоборот, он тем самым определяет участника как «своего» либо как «чужого».
Развлекательные ток-шоу, несмотря на социальную ценность, сейчас переживает не лучшие времена. Об этом свидетельствует и количество передач, и рейтинги. На современном телевидении проблемы, имеющие по-настоящему большое значение, редко вписываются в формат развлекательного ток-шоу.
Телеигры. Шоу
В 1989 году началось формирование сектора телевикторин. В это время в эфире появились «Брейн-ринг» и «Счастливый случай», затем «Поле чудес». Телеигры с этого времени стали неотъемлемым компонентом сетки вещания. Центральной фигурой телевикторин является ведущий. В зависимости от того, кто является в игре антагонистом ведущего, они делятся на три группы:
- Викторины, где ведущему каждый раз противостоят новые игроки, незнакомые ему («Кто хочет стать миллионером», «Натуральный обмен», «Такси»);
- Передачи, где борьба разворачивается между ведущим и участниками, которые сражаются друг с другом («Угадай мелодию», «Поле чудес», «Слабое звено»);
- Игры, где происходит противостояние ведущего и группы участников («Счастливый случай», «Сто к одному»).
Шоу – это самая сложная группа развлекательных программ. Суть шоу заключается в том, чтобы ориентировать зрителя в окружающей реальности. Все шоу делятся на четыре группы. Первая группа – самая распространенная на отечественном телевидении – группа скетч-шоу. Это набор сыгранных группой актеров комедийных сценок, протяженностью 2-5 минут. Основоположниками этого жанра стали проекты «Оба-на», «Городок», «Джентльмен-шоу».
Вторая группа – юмористические программы, такие как «Кривое зеркало», «КВН», «Аншлаг». Суть этих программ заключается в выступлении юмористов, которые исполняют свои или чужие миниатюры.
Третья группа шоу – стендап-комеди. На современном российском телевидении этот жанр представлен программой "Comedy club". Суть передач этого жанра заключается в появлении на сцене конферансье-эмси, который интересно шутит, свободно общается с аудиторией на актуальные, модные темы, иногда подшучивает над присутствующими в зале. Большая часть миниатюр заготовлена заранее, однако в стендап-комеди главный козырь комика – способность к импровизации.
Четвертая группа – собственно шоу. Это передачи, которые представляют собой набор эстрадных и сценических номеров, как правило, музыкального характера. Шоу чаще всего имеют сериальный характер – они выходят в определенное время. Иногда встречаются шоу, приуроченные к единичным событиям.