Элементарное представление о процессе письма древнерусским книжником
У современных исследователей в области текстологической науки вызывает неподдельный интерес непосредственный процесс написания древнерусским книжником текстов на основе различных исходных данных (материальных оригиналов или устной речи). Первым делом на пути изучения процесса письма книжниками в Древней Руси является моделирование (представление в воображении текстолога) непосредственной их работы, их самих и окружающей их обстановки. Это позволит исследователям найти объяснение тех особенностей и черт текста, причина которых кроется не в лингвистическом аспекте.
Представляется, что древнерусский книжник сидел на «стульце», положив рукопись, над которой он работал, на свои коленки. Возле него стоял низкий небольшой столик, на котором были разложены основные необходимые письменные принадлежности книжника:
- чернильница и киноварница;
- песочница, которая использовалась для того, чтобы присыпать песком непросохшие чернила;
- маленький ножик, который применялся для чинки перьев и подчисток неправильно написанных мест.
Особое значение имеет то, где в процессе письма располагается оригинал, с которым работает древнерусский книжник (переписывает из него текст или перерабатывает и использует его для создания нового текста, или использует как образец для сравнения со своей рукописью). Как правило, оригинал лежал не рядом с книжником, поскольку основное место его работы – это его коленки, а на них места немного. В результате подобного расположения книжника и оригинала могут возникать типичные изменения текста, ошибки и пропуски.
На практике это выглядит следующим образом: оригинал лежит от книжника далеко, поэтому есть большая вероятность плохого прочтения текста, пока книжник пишет текст, он может его забыть, а заглянув в оригинал – перескочить взглядом с одной строки на другую, прочесть не тот текст и совершить ошибку в тексте.
Древнерусский книжник писал текст не в переплётной книге, как можно было подумать, а в отдельных тетрадях, поскольку в то время не было распространённым письмо в уже переплетённых книгах. Те тетради представляли собой листы пергамента, которые были согнуты в два или в четыре раза. Только после того, как книжник закончит работать с этими листами, их переплетают в книгу и то, спустя довольно продолжительный промежуток времени после непосредственного письма.
Особенности сочетания работы нескольких книжников в Древней Руси
Описанный механизм работы способствовал тому, что в случае простой переписи книги (а не её сочинения) несколько переписчиков могли одновременно заниматься написанием одной и той же книги. То есть первые листы книги писались одним книжником, середина – другим, конец – третьим и т.п.
Книжники могли писать текст не только одновременно, но и последовательно. При этом разные почерки не отграничивались друг от друга какими-либо промежутками – обычно на том месте, где заканчивал свою часть работы один книжник, начинал трудиться другой. Однако кроме этого типа смены почерков в древнерусских рукописях чаще использовался и другой способ. Он заключался в том, что после окончания одного почерка следует чистое окончание тетради в виде незаполненного листа или его части. А начало следующего почерка располагается уже на следующем листе.
Как правило, подобная смена почерков в тексте говорит о том, что древнерусские книжники занимались перепиской рукописи, расшитой по тетрадям. В связи с этим каждому книжнику вменялся определённый «урок».
Подтверждением подобного характера текстологической работы в Древней Руси является тот случай, когда текст нового почерка будет начинаться со случайного места (например, с середины фразы). Это означает, что древнерусский книжник работал с таким типом оригинала, как тетрадь с продолжением текста.
Использование подобного способа работы впоследствии позволяет предоставить будущим исследователям текста большой объём ценных данных о рукописи и её особенностей, которые способствуют оцениванию непосредственного оригинала рукописи. В частности, на тех листах, которые в результате оставались свободными и незаполненными, читатели могли сделать собственные приписки и дополнения. Чаще всего эти приписки оставлялись в конце всей рукописи, реже – в середине, если это допускал сам жанр произведения. Например, жанр летописных произведений разрешал совершение в тексте бесконечных дополнений.
Специфика оставления древнерусским книжником свободных мест
Древнерусские книжники достаточно часто оставляли в своих работах свободные места. Они их специально выделяли для того, чтобы дополнительно указать инициалы авторов, переписчиков и других лиц, а также для вставки некоторых миниатюр, если их наличие в тексте предполагается оригиналом или по другим причинам.
Все эти украшения делались не самим книжником, а профессиональным художником. В связи с этим могут иметь место специфические изменения текста, которые могут быть обусловлены действием различных факторов:
- художник может просто забыть воспользоваться местом, специально оставленным для него;
- художник (по тем или иным причинам) не получит в руки рукопись, в результате чего оставленные для него места останутся незаполненными;
- художник нарисует не тот инициал и т.д. Кроме того, некоторые киноварные буквы, а также и целые строки писались древнерусским книжником самостоятельно. Однако он может написать их не сразу, впоследствии забыть о них, и тем самым текст претерпит соответствующие характерные изменения.
Таким образом, практика оставления в переписываемом тексте свободных мест обусловила существование большого числа особенностей работы древнерусских книжников, которые отмечаются в настоящее время современными текстологами. Знание особенностей и их применение являются необходимым условием для продуктивного исследования древних работ.