Компаративизм – это совокупность сравнительно-исторических методов, с помощью которых устанавливаются соответствия между языками.
Развитие и формирование лингвистического компаративизма языковедами XVIII-XIX веков
Принцип историзма, который заключается в объяснении многообразия языковых форм и их изменчивости во времени, проник в языкознание во многом благодаря сложившейся в конце XVIII – начале XIX вв. общенаучной, философской и культурно-исторической ситуации в мире.
Лингвисты того времени учитывали два противоположных понимания развития:
- теория прогресса – движение по восходящей линии, то есть от простого к более сложному (Г. Э. Лессинг, Ч. Дарвинг, Ж. Б. Ламарк и др.);
- теория деградации – движение по нисходящей линии, то есть от сложного к более простому (Ж. Ж. Руссо, Ю. Мёзер и др.).
Кроме того, на формирование в языкознании сравнительно-исторического подхода оказали влияние следующие общенаучные и философские тенденции:
- получение и обобщение философского опыта при проведении исторического описания явлений (Э. Гиббон, Д. Юм);
- стремление противопоставить между собой «логическое» и «историческое» (Гегель, Шеллинг);
- требование признать историю самостоятельной автономной наукой (И. Кант, Тюрго).
Первые работы в области лингвистического компаративизма характеризовались той или иной степенью отражения философии истории Гегеля, который настаивал на различении периодов доисторического и исторического подобно тому, как у человека выделяют периоды юности и старости.
Языкознание, как и все гуманитарные науки того времени, почувствовало на себе возросшее влияние естественнонаучных дисциплин, что вылилось в заимствовании науки о языке системного подхода и идеи существования исходной модели-архетипа, которая объясняла развитие всех реально засвидетельствованных конкретных форм.
Базисные положения типологического подхода к языкам можно было уже увидеть в трудах Р. Декарта, А. Смита, Г. В. Лейбница, И. Г. Гердера.
Значительную роль в становлении методологии исторического исследования языковых явлений сыграл Иоганн Готфрид Гердер. В своих произведениях («Исследование о происхождении языка» и «О возрастах языка») он утверждал, что язык имеет не божественное, а естественное происхождение, и потому он должен развиваться по «естественным законам».
Фридрих фон Шлегель как один из основоположников лингвистического компаративизма
Немецкий философ и лингвист Фридрих фон Шлегель (1772-1829 гг.) считается одним из основоположников лингвистического компаративизма. Написав в 1808 году книгу «О языке и мудрости индийцев», он спровоцировал в обществе интерес к проведению активных исследований по изучению родственных языков на древнейших стадиях их развития.
Ф. Шлегель первоначально увлекался литературой и философией Древней Греции, а также древнегреческим языком и его многочисленными диалектами, рассматривая их, в первую очередь, на архаической ступени их развития.
Впоследствии Ф. Шлегель переориентировался на древнеиндийскую культуру и язык. Он достаточно на серьёзном уровне изучил санскрит, сравнивая с ним большое число европейских и средиземноморских языков.
Таким образом, на основе проведённых исследований Ф. Шлегель для постижения истории языков заострял внимание на изучение древних периодов в их развитии. По его мнению, данные истории языков являются наиболее надёжными для истории народов.
К заслугам Фридриха Шлегеля, которые имеют высокую значимость для всего языкознания, можно отнести следующие его достижения:
- составление одним из первых типологической классификации языков;
- введение понятия флективных языков;
- деление всех языков на флективные и нефлективные (аффиксальные);
- противопоставление друг другу двух классов формообразующих морфем – флексий и аффиксов.
Флективные языки были выведены Ф. Шлегелем после изучения им материалов санскрита, латинского и греческого языков. С его точки зрения, флективные языки были эстетически совершенными и противопоставлялись языкам, занимающим низшую ступень в иерархии типов языков (например, китайский язык). Оценка нефлективных языков осуществлялась на основе определения степени их близости к флективным.
Кроме того, Ф. Шлегель предпринял попытку структурно-грамматически сопоставить санскрит с латинским, греческим, персидским, славянским, кельтским, германским и армянским языками, в результате чего необходимо было выявить доказательства большего «совершенства» и большей «органичности» литературного языка Древней Индии.
Достижения Августа Вильгельма фон Шлегеля в области лингвистического компаративизма
Старшим братом Ф. Шлегеля был Август Вильгельм фон Шлегель (1767-1845 гг.), который, несмотря на меньшую известность, чем у его брата, также оставил заметный след в языкознании Нового времени, благодаря выполненной им кропотливой и оригинальной по своим результатам разработке нескольких проблем индоевропейского и общего языкознания.
А. В. Шлегель сосредоточил свои усилия на изучении частных филологий – в основном индийской, а также германской и романской. Для его исследовательских работ характерным было глубокое проникновение в историческую природу языковых явлений и формулировании основных идей на опыте переводческой деятельности.
А. В. Шлегель, проведя исследования в области лингвистического компаративизма, достиг следующих результатов, которые до сих пор не утратили своей актуальности:
- различение флективных языков, аффиксальных языков, а также языков, которые лишены грамматической структуры (в настоящее время такие языки называются изолирующими или аморфными);
- была составлена и опубликована подробная и точная характеристика флективных языков;
- введение терминов «синтетизм» и «аналитизм», отдавая предпочтение первому;
- выявление тенденции по переходу европейских языков от синтетического типа к аналитическому.
Таким образом, А. В. Шлегель требовал ступенчатого сравнения языков по их общим и различительным признакам, что должно было способствовать как историческому изучению индивидуальных языков, так и созданию общей теории языка.