Роль автора текста в процессе изучения и восстановления его истории
Одним из ключевых направлений развития текстологической науки стали разработки, так называемых, механистических теорий. В их основе заложены представления о том, что текст является независимым и самостоятельным субъектом жизнедеятельности. В связи с этим сторонники механистических теорий считали, что для понимания текстологически важных взаимоотношений отдельных списков (по пути восхождения к архетипам) достаточным будет изучение одного текста и ничего более.
Однако проведенные позднее исследования доказали ошибочность подобного рода рассуждений о внутренних закономерностях развития текста. На самом деле имеет место большое число факторов, которые оказывают влияние на развитие текста. Одним из существенных факторов является автор произведения, без которого текста просто бы не было.
Основное предназначение текстологии заключается в восстановлении истории текста произведения. Поэтому текстологу необходимо чётко представлять себе, что история текст не может быть сведена к истории его механистических изменений, а также к технической смене вариантов и разночтений. Исследователь, который преследует цель восстановления текста, должен создать в своём воображении научное представление о следующих важных для изучения текста вещах:
- непосредственно автора текста (в нашем случае – древнерусского книжника);
- каким образом работал книжник;
- цели, которые он стремился достичь;
- психологический аспект деятельности автора;
- идеологические установки книжника;
- «механизм» совершаемых им ошибок и т.п.
При изучении текста какого-либо памятника в обязанность текстолога вменяется не только выявление изменений данного текста, но и объяснение этих изменений.
Объяснение изменения текста является обязательным условием признания существования этого изменения как такового. Это связано с тем, что сущность изменения текста заключается только в сознательной или бессознательной деятельности людей, принимавших участие в его судьбе. Возможны и ситуации обнаружения текстологами ошибок, которых на самом деле не существует (как правило, это вызвано ограниченностью знаний текстолога об истории языка). Из этого следует вывод о том, что утверждение о наличии ошибки (а не сознательно созданной форме слова) должно базироваться на выявленных причинах совершения этой ошибки.
Таким образом, текстология занимается (помимо самого текста), прежде всего, с человеком, который и стоит за текстом произведения, то есть создавал его или принимал участие в создании, а также вносил в него вольные или невольные изменения. Достоверность сделанных текстологом выводов зависит от степени конкретизации в процессе исследования этого человека и учёта его индивидуальных особенностей, которые нашли своё отражение в тексте.
Характерные черты работы древнерусского книжника
История текста древнерусского произведения представляет собой историю работы над ним древнерусских книжников. Стоит отметить, что использование слова «книжники», а не «писцов» или «переписчиков», обусловлено тем, что древнерусские книжники были не простыми копиистами текста. Как правило, они сознательно выполняли следующие функции:
- вносили в текст существенные изменения;
- исправляли тексты, которые ранее уже были подвергнуты изменениям другими книжниками;
- на основе нескольких списков создавали совершенно новый текст.
К сегодняшнему дню так и не было проведено ни одного обстоятельного и всестороннего исследования, которое было бы посвящено древнерусским книжникам. В частности, нет подробного анализа таких вопросов, как:
- отличительные черты древнерусских книжников;
- условия, которые сопровождали работу древнерусских книжников над текстом;
- характер взаимоотношений между заказчиком и исполнителем работы;
- история ремесла древнерусских книжников;
- степень роста «товарности» данного ремесла;
- особенности книжного рынка в Древней Руси;
- создание книжниками книг для их последующего выхода на рынок.
Дошедшие до нас отдельные наблюдения за работой книжников в Древней Руси и собранные в результате их материалы преимущественно касаются профессиональных переписчиков. Однако не только эта категория людей занималась в то время работой над рукописями. Поэтому текстологу приходится изучать тексты, которые были созданы самыми различными типами древнерусских книжников (от профессиональных авторов до простых копиистов). Это стало предпосылкой для градации книжников на редакторов текста, составителей летописных или других сводов, стилистических правщиков и т. д.
Отличительной особенностью работы древнерусского книжника можно назвать то, что его индивидуальность частично переносилась в рукописи. Это определялось его отношением к тексту и своеобразным подходом к изменениям текста (от сознательных и больших до непроизвольных и мелких).
Индивидуальность книжника могла различаться в зависимости от разных случаев. Например, при работе над богослужебным текстом книжник придерживался строго определенных правил, а к летописным текстам было более свободное отношение, вплоть до включения собственных сочинений. Это говорит о том, что в процессе работы древнерусского книжника его «индивидуальность» сталкивалась с «индивидуальностью» текста.
Кроме того, на древнерусского книжника оказывали влияние другие книжники, которые могли также работать над этим текстом и заказчик рукописи, а также некоторые аспекты его работы, социальная среда, к которой принадлежал книжник, и целевая аудитория его произведения.
Таким образом, текстологу в процессе проведения им исследования следует изучить большой объем сведений, среди которых особое место принадлежит автору тексту (книжнику).