Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие сведения о психофизиологической организации речи

Все предметы / Языкознание и филология / Общие сведения о психофизиологической организации речи
Определение 1

Психофизиологическая организация речи - это систематизированная совокупность мозговых структур и психических процессов, благодаря которым человек является способным воспроизводить речь (осуществлять речевую деятельность).

Этапы психофизиологического воспроизведения речи

Несмотря на многообразие существующих психолингвистических концепций, каждая из которых, акцентируя внимание на определённых признаках речевой деятельности, вырабатывает собственную ее модель, можно выделить некие общие черты, раскрывающие основные стороны психофизиологической организации речи.

В частности, большинство концепций рассматривают психофизиологическую организацию речи в виде совокупности трёх последовательно сменяющих друг друга этапов:

  • первый этап – это обязательный этап, который заключается в порождении наиболее общего замысла будущего высказывания (так называемая «семантическая интенция»);
  • второй этап – это этап, на котором формируется грамматическая структура будущего высказывания;
  • третий этап – это этап, который характеризуется трансформацией «голой структуры» в логическую цепь озвучиваемых слов.

На фоне остальных этапов первый этап речевого высказывания характеризуется множеством разнообразных позиций психологов и лингвистов, которые по-разному раскрывают сущность этого этапа. Причина этого заключается в отсутствии экспериментальных свидетельств о первом этапе.

Кроме того, в рамках некоторых психолингвистических концепций (в частности, концепций Б. Скиннера и Л. С. Выготского) выделяется «нулевой» этап речевой деятельности, который соответствует мотивационной стороне будущего высказывания, то есть вызванной внешними или внутренними обстоятельствами потребности в совершении речевого акта.

Б. Скиннер выделил две группы мотивов речевого высказывания. К первой группе он отнёс эмоционально окрашенные явления, которые реализуются в речевом высказывании (например, просьба, желание, требование). Вторая группа представляет собой намерение человека установить контакт с окружающими и передать им какую-либо информацию. Кроме того, Б. Скиннер считал возможным так называемый «эхо-ответ», то есть простое повторение мотива.

Готовые работы на аналогичную тему

Противоречия лингвистического и психологического аспектов

В целом изучение и исследование психофизиологической организации речевой деятельности характеризуются разнообразием психолингвистических концепций, которые зачастую противоречат друг другу. Отмеченное явление вызвано столкновением в одной научной дисциплине (психолингвистике) двух составляющих её аспектов (психологического и лингвистического). На практике это выражалось в использовании в последние годы при совершении психологических исследований преимущественно лингвистических моделей, которые созданы для других целей и поэтому требуют серьёзного пересмотра. Однако такого пересмотра совершенно не было. Как следствие, лингвистические модели, которые, в первую очередь, концентрируются на правилах грамматического порождения и оставляют в стороне «дограмматические» этапы порождения речевого высказывания.

Кроме описанной выше несовместимости лингвистических моделей и психологических исследований, выделяют следующие, актуальные на настоящий момент недостатки применяемой лингвистической традиции:

  • отрицание лингвистикой существования различных видов речи, механизм порождения которой может видоизменяться, и различных коммуникативных типов предложений;
  • полная убеждённость в соответствии лингвистического и психолингвистического тождеств, что определяет порождение лингвистических структур только одним способом.
Замечание 1

Отмеченные выше недостатки требуют устранения, что в будущем способствует более продвинутому изучению психофизиологической организации речевой деятельности человека.

Психологическая типология речевых высказываний

Психологи, которые участвовали в формировании психологического направления языкознания (в первую очередь, А. Р. Лурия), с точки зрения своей науки выделяли четыре типа речи, различие между которыми психологически обусловлено:

  • аффективная речь – это восклицания, междометия и привычные высказывания; они не формируют никакой мысли, а выражают внутренне аффективные состояния человека и его отношение к конкретной ситуации;
  • устная диалогическая речь – это вопросно-ответная форма коммуникации между людьми, в которой мотивом выступает вопрос, значительная роль принадлежит фактору контекста, а также возможно взаимоналожение реплик собеседников;
  • устная монологическая речь – это наиболее распространённый тип речи, который и имеют в виду психолингвисты в своих публикациях;
  • письменная монологическая речь – это речь, которая характеризуется максимальной отдалённостью, максимальной осознанностью и требованием определённой работы над высказыванием.

Психолингвистическая классификация видов речи по функциям

Классификация видов речи по выполняемым им функциям считается одной из важнейших, поскольку она позволяет более полно раскрыть сущность психофизиологической организации речи. Её узко сконцентрированная лингвистическая ценность заключается в том, что она позволяет дать видам речи, различающимся по своей формальной организации, функциональную характеристику.

Разные специалисты психолингвистики предлагают различные наборы функций речи. Однако на основе обобщения их работ представляется возможным выделение следующих главных функций речи:

  • эмотивная функция – посредством речи говорящий выражает волю и чувства;
  • конативная функция – говорящий своим речевым высказыванием выражает своё отношение к его содержанию;
  • референтная функция – речь обозначает предметы окружающего мира;
  • этическая функция - посредством речи говорящий выражает своё отношение к собеседнику;
  • фатическая функция – речевые высказывания способствуют установлению контактов.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Владимировна Игуменова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис