Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование лингвистической мысли в Армении

Предпосылки формирования лингвистической мысли в Армении

Формирование армянской этнической общности происходило под непосредственным воздействием культур таких великих держав Античности, как Рим, Византия, эллинистическая Греция, Арабский халифат, Персия, Ассирия, Хеттское царство, Урарту и т.д.

Существенную роль в развитии армянской культуры сыграла культура Древней Греции классического и эллинистического периодов. Философия языка и риторика Древней Греции были знакомы армянам ещё до признания в 301 году христианства в качестве официальной (государственной) религии.

В тогдашнем армянском обществе знание греческого языка считалось признаком образованности. Для обучения людей греческому языку во второй половине V века был переведён грамматический труд Дионисия Фракийца. Толкование именно этого труда и положило начало формированию армянской лингвистической терминологией и армянских лингвистических взглядов.

Замечание 1

Армения получила собственную систему письма в начале V века, когда на основе греческого и сирийского письма она была создана Месропом Маштоцем (361-440 гг.).

Взгляды и работы Платона и Аристотеля по философии языка подвергались критическому освоению армянскими лингвистами. Большинство представителей армянской лингвистической мысли в известном споре об отношении к вещам заняли сторону Аристотеля: рассуждения Аристотеля поддерживались Давидом Непобедимым (V век) и Симеоном Джугаеци (XVII век), а Езник Кохбаци (V век) занял своеобразную позицию, согласно которой основой одинаковых названий являются одинаковые свойства вещей.

Также аристотелевскую позицию разделяли многие армянские мыслители в споре о природе общего (так, Давид Непобедимый утверждал, что общее существует в «множестве») и в вопросе о первичности по отношению к имени нарицательному имени собственного (например, Давид Грамматик (V век) и Вардан Аревецели (XIII век)).

«Формирование лингвистической мысли в Армении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вопрос о происхождении и многообразии человеческих языков в армянском языкознании

Армянское языкознание, пытаясь ответить на вопрос о происхождении человеческого языка и причинах многообразия языков, во многом соглашалось с позицией, изложенной в Библии и библейских легендах. Эта позиция заключалась в том, что Бог сам даёт названия великим природным явлениям, а Адам (первочеловек) даёт название живым существам.

Однако всё отчётливее проявлялась тенденция по видению человека в виде творца языка (в частности, эту точку зрения разделяли Агафангелос (V век), а также мыслители армянского Возрождения). А взглядов на происхождение языка, противоположных от рассмотренных выше, разделял Григор Татеваци (1346-1410 гг.).

Останавливаясь на вопросе о многообразие языков, большинство армянских лингвистов (Агафангелос, Вардан Аревецели, Егише, Григор Татеваци, Ованес Ерзнкаци) объясняли это явление на основе легенды о вавилонском столпотворении. По началу предполагалось, что древнейшим языком является еврейский язык, а его ближайшими «родственниками» - арабский, сирийский, халдейский языки. А на рубеже XVIII-XIX вв. предпринимались попытки доказать, что арабский язык является первородным (Г. Инчинян).

Кроме непосредственно армянского языка представители армянской лингвистической мысли обращались к языкам окружающих народов. В частности, было записано множество монгольских слов; приводились и рассматривались греческий, латинский, арабский, кавказско-албанский, коптский алфавиты; были приведены молитвы на греческом, арабском, грузинском, турецком, сирийском, персидском, курдском языках.

В армянском языке в зависимости от региональных и этнических различий выделяют несколько диалектов. Первая попытка выделения диалектов принадлежит Езнику Кохбаци. Авторы переводов и толкований работы Дионисия Фракийца рассматривали армянские диалекты, применяя к ним систематический подход. Некоторые армянские мыслители (Степанос Сюнеци (VIII век), Ованес Ерзнкаци) признавали изменчивость языка, однако она интерпретируется в качестве искажения, отхода от первоначальной правильной формы. Кроме того, всё чаще стали появляться защитники армянского разговорного языка (например, Вардан Аревелци (XIII век), Захарий Мартиросян (XVIII век), Х. Абовян (XIX век)).

Этимологическое направление армянского языкознания разрабатывалось многими толкователями перевода «Грамматического искусства» Дионисия Фракийца. Наиболее значительный вклад в разработку классификации принципов этимологии принадлежит Давиду Грамматику. Григор Магистрос и толкователи его работ последующих четырёх веков учитывали в этимологии артикуляционную классификацию звуков, а также материал других языков. В армянской этимологии благодаря работам Ованеса Ерзнкаци, Вардана Аревецели, Григора Магистроса значительного прогресса добилась теория заимствований, которая заключалась в сопоставлении генетически родственных слов и заимствований из латинского, сирийского, турецкого, пехлевийского языков. Таким образом, уже к XVII-XVIII вв. армянские мыслители подошли к началам сравнительно-исторического языкознания.

Грамматический аспект в армянской лингвистической мысли

В основе грамматической науки в Армении лежит учёт специфических черт армянского языка. В соответствии с этим в текст перевода труда Дионисия были введены следующие изменения:

  • введение артикуляционного принципа классификации армянских и греческих согласных звуков;
  • включение в армянский язык творительного падежа;
  • включение в семантическую классификацию наречий множества новых групп;
  • создание иной классификации спряжений.

В последующем были сформулированы по отношению к грамматике несколько требований, которые соблюдались в армянском языкознании. К таковым относятся:

  • понимание грамматики в качестве искусства (а не эмпирии);
  • изучать грамматику с её взаимосвязью с философией и логикой;
  • усиление в грамматике рационалистического начала;
  • различие букв и звуков;
  • классифицировать части речи преимущественно по семантическим критериям.
Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot