Сущность естественного языка
Естественный язык — это вид языка, выделяемый в языкознании и философии языка, который используется для непосредственного общения людей и имеет натуральное происхождение (не создан целенаправленно, как искусственный язык).
Особенностью естественного языка является то, что его словарь и грамматические правила определяются практикой применения и не всегда могут быть формально зафиксированы.
Сущность естественного языка проявляется в выполнении им определенных функций:
- организация общения между людьми;
- констатация фактов;
- побуждение людей к действию;
- запрос информации в вопросительной форме;
- выражение эмоций и настроения говорящего;
- создание и поддержание контактов между собеседниками;
- интерпретация языковых фактов;
- выражение принадлежности к определенной группе людей (этнической, классовой и т.д.);
- эстетическое воздействие и т.д.
Естественные языки обладают определенными свойствами, к которым относятся:
- способность к передаче информации о любых фактах действительности (наблюдаемых или воображаемых);
- способность к эволюции, бесконечному развитию и совершенствованию;
- облечение в речевую форму, то есть конкретное говорение, протекающее во времени и выражающееся устно или письменно;
- неразрывная связь языка с этносом.
Особая значимость придается такому свойству языка, как двойственность, которая находит своё воплощение в существовании следующих языковых противоречий (антиномий):
- противоречие объективного и субъективного в языке;
- противоречие языка как деятельности и как продукта деятельности;
- противоречие устойчивости и изменчивости в языке;
- противоречие идеального и материального в языке;
- противоречие онтологического и гносеологического в языке;
- противоречие континуального и дискретного в языке;
- противоречие языка как явления природы и явления человеческой деятельности (артефакта);
- противоречие индивидуального и коллективного в языке.
Естественный язык как система
Сейчас значимой характеристикой языка считается системность. Поэтому естественный язык рассматривается как система знаков. С точки зрения семиотики, сущность естественного языка состоит в установлении соответствия между универсумом значений и универсумом звучаний.
Естественный язык, который выражается в устной форме, относится к слуховым знаковым системам, а в письменной — к зрительным.
Естественный язык по своему происхождению относят к культурным системам, тем самым естественный язык автоматически противопоставляется как природным, так и искусственным знаковым системам.
Естественный язык признается многоуровневой системой, поскольку он состоит из множества разнородных элементов (фонем, морфем, слов, предложений).
По своей структуре естественный язык признается самой сложной из всех существующих знаковых систем. Естественный язык относится к системам вероятностного вида, где нет жёсткого порядка следования звуковых элементов (в отличие от детерминированного вида), он носит вероятностный характер.
Естественный язык относят к динамическим системам (звуковые элементы меняют своё положение по отношению друг к другу), хотя и имеют место признаки статической системы (состояние элементов неподвижно, устойчиво).
Естественный язык является неполной системой, характеризующейся высокой степенью избыточности, то есть для выражения знаков используются не все из возможных комбинаций заданных элементов.
Естественный язык является открытой системой, которая характеризуется высокой степенью приспосабливаемости, и поэтому в процессе своего развития может добавить в себя новые знаки.
Кроме того, естественный язык является чем-то средним между «мягкими» и «жёсткими» системами, которые различаются степенью однозначности кодирования и интерпретации элементов.
Философия естественного языка
Философия естественного языка, именуемая также лингвистической философией, представляет собой философское направление, концептуально анализирующее естественный язык строгими методами в целях определения философски значимых понятий (таких, как «истина», «ложь» «добро», «зло», «знание» и др.), опираясь на контексты употребления данных слов в повседневной речи. Кроме того, решается задача по выявлению особой «логики» (правил, регламентов и конвенций) функционирования языка в условиях повседневной коммуникации посредством применения логического анализа речевых актов.
Философия естественного языка является разновидностью аналитической — одной из школ неопозитивизма. Она фокусируется на анализе обыденного языка (в отличие от классической аналитической философии, которая анализирует язык науки), а также языка этических сочинений.
Философия естественного языка сложилась в Кэмбриджском и Оксфордском университетах (поэтому распространено её наименование оксфордской школой) и берёт начало в концепции Дж. Э. Мура «философия здравого смысла», которая была раскрыта в работах конца XIX - начала XX вв. Ближе к середине XX века философия естественного языка оформилась в качестве целостного направления. Помимо Мура её основателем считается Л. Витгенштейн.
Витгенштейн изложил теоретические основы философии естественного языка в своей последней фундаментальной работе «Философские исследования» (1953). Поздний Витгенштейн сформулировал тезисы своей концепции в процессе наблюдения над функционированием языка в естественных условиях коммуникации. По его мнению, язык является орудием целенаправленной и регламентированной деятельности человека, в рамках которой пытаются достичь множество определенных целей. Однако не исключено существование языков, предназначенных для достижения лишь некоторых целей.
Значимую роль в лингвистической философии Витгенштейн отводит «языковым играм», которые он понимает как соединение речи и действия. Каждая «языковая игра» как законченная система коммуникации отвечает некоторой «форме жизни». Таким образом, философия естественного языка отодвигает на второй план когнитивную функцию языка (связанную с мышлением), и акцентирует внимание на инструментальную функцию (связанная с действием и воздействием), тем самым лингвистическая философия утверждает в качестве своего объекта язык в действии.
Витгенштейн, рассматривая всё, что связано с ментальными процессами и операциями, сместил акцент с опыта и ощущений на технику (условия существования), то есть правила и регламентированность.
Философия естественного языка подтолкнула к созданию и развитию основанных на естественном языке несколько философских логик, которые отражают определённую форму жизни: логики оценок, логики предпочтения, логики действия и др.