Определение эмотиологии
«Эмотиология» - это термин, произошедший от сочетания латинского слова «emoveo», которое переводится как «возбуждать», и греческого слова «logos», которое переводится как «учение».
В настоящее время существуют две точки зрения на трактовку термина «этимология»:
- в широком смысле эмотиология определяется как междисциплинарная наука, которая занимается изучением эмоций и их роли в человеческой деятельности;
- в узком смысле эмотиология представляет собой обособленное направление психологической лингвистики, которая занимается изучением взаимосвязи эмоций и языка.
В этой статье мы будем рассматривать эмотиологию в её последнем значении, которое нередко заменяется названием «лингвистика эмоций».
Краткий экскурс в историю эмотиологии
Научный интерес к сущности и природе эмоций возник ещё во времена Античности. С тех пор эмоции человека были предметом исследований философии, а впоследствии и выделившейся из неё психологии. В результате расширенного появления новых научных дисциплин стали изучаться различные сферы, в которых могут быть применимы и исследованы человеческие эмоции: биология, лингвистика, кибернетика, математика и др.
Своим появлением эмотиология обязана группе лингвистов первой половины ХХ века (Ш. Балли, М. Бреаль, ван Гиннекен), выступавших за то, что лингвистике необходимо заняться изучением эмоциональных составляющих.
Однако до 1970-х годов проблема языковой вербализации и категоризации эмоций казалась для большинства лингвистов довольно экзотической и опасной, поэтому появлявшиеся в то время работы на эту тему вызывали скорее неприятие, чем научный интерес.
Но с зарождением новой гуманистической лингвистической парадигмы, которая предполагала пристальное внимание к создателю, носителю и пользователю языка, в том числе к его психологии, лингвисты уже не могли не изучать сферу эмоций, являющейся самым человеческим фактором в языке.
Теоретические аспекты эмотиологии
Эмотиология развивалась в русле системно-структурного языкознания и способствовала развитию антропоцентрического научного направления.
Эмоции человека закладывают мотивирующую основу его познавательной деятельности, поэтому они выступают в качестве одной из существенных частей когнитивной системы человека. А сущность устройства и механизмов функционирования мышления человека оформляются процессами вербализации эмоций. Таким образом, изучение эмоций в языке и речи во многом обусловлено и подвергается воздействию лингвокогнитивной парадигмы.
Традиционно считается, что эмоциональное и рациональное абсолютно противоположны по своей сути. Однако основной единицей когнитивной сферы человека, на которой базируется человеческий язык, является концепт. Но концепт представляет собой единое пространство, которое сохранено в языковых единицах. В том числе единым в этом пространстве являются существующие на уровне мышления эмоциональное и рациональное. Таким образом, рациональное и эмоциональное в языковом концепте являются неразделимыми.
Результаты, полученные в ходе эмотиологических исследований, имеют большое значение для лингвокультурологии, где они были использованы для подтверждения положений о национально-культурной специфике выражения эмоций различными языковыми средствами с учетом их универсального и интегрального характера.
Эмотивность как ключевое понятие эмотиологии
Центральным понятием эмотиологии является эмотивность, которая представляет собой лингвистическую категорию, определяемую как имманентное свойство языка выражать эмоциональные состояния и переживания людей.
В основе эмотивности и эмотиологии лежит понятие эмоций, которыми называют психические процессы, отражающие оценочное отношение субъекта к существовавшим, существующим или потенциальным явлениям объективной действительности.
Реализация эмотивности в речи осуществляется через эмотивы, которые представляют собой представленные на каждом уровне языковой системы специальные языковые средства, образуемые в своей совокупности эмотивный код языка. Таким образом, эмотивный код языка является семиотической системой взаимоотношений между эмоциями говорящего и их вербализованными формами.
Предназначение эмотивов в речи состоит в реализации следующих двух функций:
- эмотивной – как правило, бессознательное использование говорящим языковых средств для его эмоционального самовыражения без целевой направленности на конкретного адресата;
- экспрессивной – прагматическое использование говорящим языковых средств для целенаправленного эмоционального воздействия на определённого собеседника (аудиторию) в целях заставить его что-то сделать или вызвать у него конкретные чувства.
Однако на самом деле разграничение этих двух функций является условным, поскольку в большинстве случаев они существуют совместно.
Эмотивы наиболее распространены на лексическом уровне языка, где выделяют три основные группы эмотивов:
- лексические эмотивы, которые обозначают эмоции;
- лексические эмотивы, которые выражают эмоции;
- лексические эмотивы, которые описывают эмоции.
Однако кроме рассмотренных эмотивов эмотивный смысл может выражаться словами, которые в словарном состоянии являются эмотивно нейтральными. Это связано с тем, что все слова выражают индивидуальное языковое сознание человека.
Также эмотивная нагрузка на слова может быть выражена специальными синтаксическими средствами: восклицательными предложениями, парцелляциями, эллипсисом, сегментированными конструкциями, различными выделительными конструкциями и т. п. С первого взгляда нейтральный повтор также несёт в себе эмотивный смысл, поскольку он отличается от нейтрального варианта, для которого, по общему правило, достаточно однократное употребление того или иного языкового элемента.
Такая крупная языковая единица, как текст, выражает эмотивность с помощью его интонационного оформления. Большинство эмотивов в тексте отображается с помощью ударения и особого интонационного произношения. Зачастую интонация может придать словам противоположное значение. А эмотивность целых высказываний может отображаться графически.