Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Штриховое кодирование информации

Определение 1

Штриховое кодирование информации - это технология автоматической идентификации и сбора данных, в соответствии с которой информация представлена в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, подлежащих оптическому считыванию.

Понятие штрихового кодирования информации

Одним из основных организационно-экономических направлений обеспечения качества и конкурентоспособности продукции является штриховое кодирование. Оно представляет собой технологию идентификации и сбора данных, которая реализуется в автоматическом режиме.

Информация о продукции изображается в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов, которые характеризуются установленными цветом, размером, формой. Эта информация подлежит последующему оптическому считыванию, после чего она будет автоматически введена в вычислительную машину.

Штриховое кодирование информации о продукции позволяет автоматизировать процессы ее ввода в компьютер и обработки. Благодаря этому быстрее решаются задачи по фиксации фактов поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи продукции на последующие этапы воспроизводства.

Место штрихового кодирования в управлении качеством

Применение методов штрихового кодирования информации о продукции в управлении качеством происходит по следующим направлениям:

  • наличие у продукта штрихового кода является нормативным условием его поставки на национальный рынок;
  • с помощью штриховых кодов эффективнее организуется контроль за прохождением продукта (от упаковочной линии на производстве и до склада розничного магазина), что способствует сокращению логистических издержек;
  • считывание штрихового кода подтверждает прием продукции для реализации или отказ от нее из-за наличия брака и ее направление на переработку;
  • штриховое кодирование информации способствует повышению точности учета складируемых и отгружаемых товаров (поскольку автоматически происходит сопоставление с заказами и оформление накладных), а нанесение штриховых кодов на контейнеры с продукцией облегчает их складирование;
  • использование штриховых кодов приводит к ускорению и повышению культуры обслуживания клиентов;
  • посредством штрихового кодирования информации о товарах организуется эффективное проведение их маркетинговых исследований.
«Штриховое кодирование информации» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Более 10 нейросетей для написания рефератов и решения задач
Найти нейросеть

Основные сведения о штриховом кодировании информации

Первые научно обоснованные предложения об использовании штриховых кодов при обслуживании товарного обращения появились в 1930-е гг. Однако впервые штриховое кодирование было применено на практике только в 1960-е гг. - это произошло в США на железнодорожном транспорте для идентификации железнодорожных вагонов.

Широкому использованию штрихового кодирования во всем мире послужило развитие микропроцессорной техники. В настоящее время более 95% всей производимой продукции подлежит нанесению штрихового кода.

Система штрихового кодирования состоит из трех основных компонентов:

  • собственно штриховой код;
  • устройство считывания (декодирования) штриховых кодов;
  • вычислительное устройство (компьютер).

Штриховой код представляет собой последовательность символики, которая расположена в соответствии с определенными правилами. Эта символика состоит из темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной ширины. Их форма, размер и цвет реализуют машиночитаемый вид символов, которыми могут быть закодированы как буквы с цифрами, так и специальные графические и управляющие символы.

Штриховые коды могут наноситься на упаковку товара, на этикетку или на ярлыки, которые сопровождают товары. Считывание штрихового кода происходит с помощью сканеров - специальных технических устройств, которые декорируют штриховой код в цифровой и осуществляют ввод закодированной информации в компьютер.

Общий вид штрихового кодирования информации представлен следующими последовательно выполняемыми операциями:

  1. Идентификация объекта через присвоение ему цифрового, буквенного и буквенно-цифрового кода.
  2. Представление кода в виде штрихов с использованием определенной символики.
  3. Нанесение штриховых кодов на физические носители (такие как товар, тара, упаковка, этикетки, документы).
  4. Считывание штриховых кодов сканером.
  5. Декодирование штриховых кодов в машинные представления цифровых, буквенных и буквенно-цифровых данных и передачу их в компьютер.

Перечисленные операции штрихового кодирования информации, как правило, выполняются на основе стандартных правил, норм и требований, которые призваны обеспечить их полную совместимость. Большинство подобных правил разработано Международной ассоциаций производителей технологий автоматической идентификации (AIM), Международной ассоциацией товарной нумерации продукции (ЕАN/UPC), отраслевыми ассоциациями производителей и потребителей продукции (услуг).

На основе этих правил, норм и требований разрабатывают и утверждают международные, региональные и национальные стандарты, которые направлены на регламентацию штрихового кодирования. Многие из них характеризуются высоким уровнем универсальности, поскольку в настоящее время сильное развитие получила внешнеэкономическая деятельность производителей и покупателей (импортеров и экспортеров продукции).

Таким образом, обязательной составной частью современной экономики является штриховое кодирование информации о продукции. Подтверждено, что данная автоматизированная технология способствует в значительной степени обеспечению качества и конкурентоспособности продукции. В связи с этим штриховое кодирование является уже одним из требований, которые предъявляют производителям и продавцам продукции по всему миру.

Дата написания статьи: 03.12.2022
Не знаешь, как приступить к заданию?
За 5 минут найдем эксперта и проконсультируем по заданию. Переходи в бота и получи скидку 500 ₽ на первый заказ.
Запустить бота
Нужна помощь с заданием?

Эксперт возьмёт заказ за 5 мин, 400 000 проверенных авторов помогут сдать работу в срок. Гарантия 20 дней, поможем начать и проконсультируем в Telegram-боте Автор24.

Перейти в Telegram Bot