Штриховое кодирование информации - это технология автоматической идентификации и сбора данных, в соответствии с которой информация представлена в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов установленной формы, размера, цвета, подлежащих оптическому считыванию.
Понятие штрихового кодирования информации
Одним из основных организационно-экономических направлений обеспечения качества и конкурентоспособности продукции является штриховое кодирование. Оно представляет собой технологию идентификации и сбора данных, которая реализуется в автоматическом режиме.
Информация о продукции изображается в виде напечатанных формализованных комбинаций элементов, которые характеризуются установленными цветом, размером, формой. Эта информация подлежит последующему оптическому считыванию, после чего она будет автоматически введена в вычислительную машину.
Штриховое кодирование информации о продукции позволяет автоматизировать процессы ее ввода в компьютер и обработки. Благодаря этому быстрее решаются задачи по фиксации фактов поступления, получения, отгрузки, продажи, передачи продукции на последующие этапы воспроизводства.
Место штрихового кодирования в управлении качеством
Применение методов штрихового кодирования информации о продукции в управлении качеством происходит по следующим направлениям:
- наличие у продукта штрихового кода является нормативным условием его поставки на национальный рынок;
- с помощью штриховых кодов эффективнее организуется контроль за прохождением продукта (от упаковочной линии на производстве и до склада розничного магазина), что способствует сокращению логистических издержек;
- считывание штрихового кода подтверждает прием продукции для реализации или отказ от нее из-за наличия брака и ее направление на переработку;
- штриховое кодирование информации способствует повышению точности учета складируемых и отгружаемых товаров (поскольку автоматически происходит сопоставление с заказами и оформление накладных), а нанесение штриховых кодов на контейнеры с продукцией облегчает их складирование;
- использование штриховых кодов приводит к ускорению и повышению культуры обслуживания клиентов;
- посредством штрихового кодирования информации о товарах организуется эффективное проведение их маркетинговых исследований.
Основные сведения о штриховом кодировании информации
Первые научно обоснованные предложения об использовании штриховых кодов при обслуживании товарного обращения появились в 1930-е гг. Однако впервые штриховое кодирование было применено на практике только в 1960-е гг. - это произошло в США на железнодорожном транспорте для идентификации железнодорожных вагонов.
Широкому использованию штрихового кодирования во всем мире послужило развитие микропроцессорной техники. В настоящее время более 95% всей производимой продукции подлежит нанесению штрихового кода.
Система штрихового кодирования состоит из трех основных компонентов:
- собственно штриховой код;
- устройство считывания (декодирования) штриховых кодов;
- вычислительное устройство (компьютер).
Штриховой код представляет собой последовательность символики, которая расположена в соответствии с определенными правилами. Эта символика состоит из темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной ширины. Их форма, размер и цвет реализуют машиночитаемый вид символов, которыми могут быть закодированы как буквы с цифрами, так и специальные графические и управляющие символы.
Штриховые коды могут наноситься на упаковку товара, на этикетку или на ярлыки, которые сопровождают товары. Считывание штрихового кода происходит с помощью сканеров - специальных технических устройств, которые декорируют штриховой код в цифровой и осуществляют ввод закодированной информации в компьютер.
Общий вид штрихового кодирования информации представлен следующими последовательно выполняемыми операциями:
- Идентификация объекта через присвоение ему цифрового, буквенного и буквенно-цифрового кода.
- Представление кода в виде штрихов с использованием определенной символики.
- Нанесение штриховых кодов на физические носители (такие как товар, тара, упаковка, этикетки, документы).
- Считывание штриховых кодов сканером.
- Декодирование штриховых кодов в машинные представления цифровых, буквенных и буквенно-цифровых данных и передачу их в компьютер.
Перечисленные операции штрихового кодирования информации, как правило, выполняются на основе стандартных правил, норм и требований, которые призваны обеспечить их полную совместимость. Большинство подобных правил разработано Международной ассоциаций производителей технологий автоматической идентификации (AIM), Международной ассоциацией товарной нумерации продукции (ЕАN/UPC), отраслевыми ассоциациями производителей и потребителей продукции (услуг).
На основе этих правил, норм и требований разрабатывают и утверждают международные, региональные и национальные стандарты, которые направлены на регламентацию штрихового кодирования. Многие из них характеризуются высоким уровнем универсальности, поскольку в настоящее время сильное развитие получила внешнеэкономическая деятельность производителей и покупателей (импортеров и экспортеров продукции).
Таким образом, обязательной составной частью современной экономики является штриховое кодирование информации о продукции. Подтверждено, что данная автоматизированная технология способствует в значительной степени обеспечению качества и конкурентоспособности продукции. В связи с этим штриховое кодирование является уже одним из требований, которые предъявляют производителям и продавцам продукции по всему миру.