Дошкольное образование - это образование, которое направлено на воспитание и обучение детей дошкольного возраста в целях их всестороннего развития и подготовки к дальнейшей учебной деятельности.
Одним из главных общественно значимых благ является образование. Оно представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения людей, в ходе которого они приобретают необходимые компетенции, всесторонне развиваются, удовлетворяют образовательные потребности.
Образование в Российской Федерации подразделяется на несколько видов. Одним из таких видов является общее образование, которое, в свою очередь, подразделяется на уровни. Первым уровнем общего образования является дошкольное образование, которое направлено на детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Государство гарантирует надлежащий уровень и качество дошкольного образования. Это достигается в результате обеспечения единства обязательных требований, которые предъявляются к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.
Главным инструментом обеспечения государственных гарантий считается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Этим документом, который был утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, в совокупности установлены обязательные требования к дошкольному образованию. Стандарт должен соблюдаться всеми организациями и индивидуальными предприятиями, которые осуществляют образовательную деятельность.
Качественное дошкольное образование обеспечивается государством за счет установления обязательных требований и наблюдения за их исполнением на основе реализации следующих основополагающих принципов:
- обеспечивается полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;
- образовательная деятельность выстраивается с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
- ребенок признается в качестве полноценного участника (полноправного субъекта) образовательных отношений;
- поощряется инициатива детей в различных видах деятельности;
- образовательная организация должна сотрудничать с родителями;
- дети приобщаются к социокультурным нормам, семейным, общественным, государственным традициям;
- учитывается этнокультурная ситуация развития детей и др.
Требования к структуре и объему образовательной программы дошкольного образования
Стандарт регулирует образовательные отношения, которые возникают при реализации образовательной программы дошкольного образования. Эта образовательная программа поддерживает с психолого-педагогической точки зрения личностное развитие, позитивную социализацию, индивидуализацию детей. Именно этим документом устанавливается совокупность основных характеристик дошкольного образования (такие как объём, содержание и планируемые результаты реализации).
Образовательную программу разрабатывает образовательная организация на основе положений федерального стандарта. В рамках этой деятельности она решает следующие вопросы:
- продолжительность пребывания детей в образовательной организации;
- режим работы образовательной организации;
- предельная наполняемость групп.
Эти аспекты функционирования образовательной организации напрямую сказываются на уровне качества дошкольного образования, который в большинстве случаев субъективно оценивают родители.
Стандарт обязывает образовательные организации разрабатывать образовательные программы с таким содержанием, которое обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей по нескольким направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое. В то же время конкретное содержание перечисленных направлений определяется, в первую очередь, особенностями детей и может воплощаться в жизнь в различных формах (например, в игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в общении).
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает обязательные для исполнения требования к условиям, в которых должна реализовываться образовательная программа дошкольного образования. Речь идет про следующие условия и про предъявляемые к ним требования:
- психолого-педагогические условия: проявление взрослыми уважения к человеческому достоинству детей, соответствие форм и методов образовательной работы с детьми и их особенностей (прежде всего, возрастных), защита детей от всех форм насилия, поддержка инициативы и самостоятельности детей;
- кадровые условия: обеспечение образовательной организации руководителями, педагогами, учебно-вспомогательными и административно-хозяйственными работниками;
- материально-технические условия: соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, правил пожарной безопасности, наличие необходимого учебно-методического комплекта;
- финансовые условия: осуществление расходов за счёт средств бюджетов бюджетной системы РФ;
- развивающая предметно-пространственная среда: оснащение помещений образовательной организации средствами обучения и воспитания, оздоровительным, спортивным, игровым инвентарем.
Таким образом, удовлетворение образовательными организациями обязательных требований, которые установлены в федеральном государственном образовательном стандарте, способно обеспечить государственные гарантии качества дошкольного образования.