Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ отечественного вклада в теорию и практику управления качеством

Определение 1

Управление качеством - это совокупность результатов теоретических исследований ученых и направление практической деятельности хозяйствующих субъектов, которые связаны с обеспечением соответствия свойств и характеристик рассматриваемых объектов установленным требованиям с учетом выполнения ими своего предназначения.

Отечественные ученые-теоретики управления качеством

В разработку и становление теории управления качеством большой вклад внесли отечественные ученые. Так, теоретической основой выборочного контроля качества являются работы русских ученых-математиков П. Л. Чебышева (1821-1894 гг.) и А. М. Ляпунова (1857-1918 гг.).

А отечественные ученые-статистика И. Г. Венецкий (1914-1981 гг.), А. М. Длин (1899-1975 гг.) внесли большой вклад в разработку систем управления качеством, которые в настоящее время применяются многочисленными хозяйствующими субъектами.

Отечественные системы управления качеством

Во времена Советского Союза было разработано и внедрено множество отечественных систем управления качеством. В частности, можно упомянуть следующие системы:

  1. Система бездефектного изготовления продукции (БИП) из Саратовской области.
  2. Научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), которая была создана в объединении «Автодизель» в г. Ярославль.
  3. Научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), которая была разработана на Рыбинском моторостроительном заводе.
  4. Система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ), которая была разработана в г. Горький (ныне – Нижний Новгород).

Саратовская система БИП базируется, прежде всего, на самоконтроле труда непосредственно исполнителем. Отсюда следовало, что ответственность за качество произведенной продукции была возложена именно на исполнителя. Так, если рабочий повторно предъявлял бракованную продукцию, то он лишался премии.

Данная система была внедрена на предприятиях Саратовской области в 1955 г. Она включала в себя механизм активизации участников производственного процесса, который стимулировал их к выявлению и устранению, прежде всего, причин возникновения дефектов продукции.

«Анализ отечественного вклада в теорию и практику управления качеством» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В соответствии с Ярославской системой НОРМ моторесурс двигателей контролировался на планомерной и систематической основе. При этом моторесурс двигателей должен был циклически повышаться в результате повышения надежности и долговечности всех узлов и деталей, которые и определяют планируемый моторесурс. В системе НОРМ количественный показатель качества планировался и осуществлялся на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Большое значение придавалось разработке конструкции и технологии, которые обеспечивали повышение технического уровня и качества двигателя. В системе НОРМ, которая была внедрена в середине 1960-х гг., были использованы и развиты основные элементы Саратовской и Горьковской систем управления качеством.

Характерной чертой Рыбинской системой НОТПУ было комплексное использование методов научной организации труда, производства и управления. Кроме того, в системе имело место постоянное совершенствование используемых технологий и технологического оборудования. Еще уровень организации производства, труда и управления в отношении как отдельных цехов и участков, так и в отношении целого предприятия оценивался количественным способом.

Считается, что Горьковская система КАНАРСПИ опередила свое время и заведомо была лучше систем, рассмотренных ранее. Она предусматривала комплексное выполнение инженерно-технических и организационных мероприятий, которые призваны обеспечить производство продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов.

Специфика Горьковской системы КАНАРСПИ заключалась в наличии у нее следующих признаков:

  • задачи обеспечения качества решались комплексным образом;
  • выполнялись работы по своевременному получению объективной информации о качестве производимой продукции;
  • система предполагала всемерное развитие исследований, которые проводились с целью повышения качества продукции и развития конструкторских, технологических и испытательных служб предприятия;
  • причины, снижающие качество продукции, выявлялись и устранялись в результате интенсивного использования периода подготовки;
  • в процессе создания серийного образца проводилась конструкторско-технологическая обработка;
  • предприятия-изготовители и эксплуатирующие организации принимали активное участие в совершенствовании конструкции продукции и повышении технологического уровня ее эксплуатации;
  • система обладала универсальным характером, т. е. она могла использоваться в различных отраслях промышленности.

Комплексные системы управления качеством продукции в СССР

Отличительной чертой управления качеством в России являлось создание эффективных систем управления качеством на предприятиях военно-промышленного комплекса. Именно в данной отрасли широкое распространение получили методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, специальные стандарты, контрольные карты, статистический контроль.

В военно-промышленном комплекс была создана КСУКП (комплексные системы управления качеством продукции, в том числе автоматизированные). Она нацелена, прежде всего, на то, чтобы обеспечить высокие и устойчивые темпы роста качества выпускаемой продукции.

Однако изготавливать конкурентоспособную продукцию в советской промышленности не позволили недостатки, присущие КСУКП. Среди них можно отметить недостаточно развитое методическое обеспечение, пассивное и формальное отношение руководителей заводов к вопросам управления качеством, недооценка роли обучения работников производственных цехов и участков методам управления качеством.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 11.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot